Нынешний сезон порадовал украинских любителей горнолыжного спорта ранним стартом – склоны самого популярного отечественного курорта Буковеля были открыты для катания едва ли не на месяц раньше обычного. К началу высокого сезона в там побывали многие лыжники и бордисты, которых, впрочем, в очередной раз разочаровали традиционно возросшие цены и неизменно низкий сервис. Любители горнолыжного спорта подсчитали, что даже после обвала гривны бюджет поездки в Буковель доходит до показателей отдыха в Австрии, не говоря уже о более дешевых Польше и Болгарии. ГолосUA решил разобраться, в чем причина такой дороговизны отечественных горнолыжных курортов и почему, собственно, украинцы предпочитают тратить деньги у себя на Родине.
Цены выше – сервис ниже
Киевлянка Катерина ездит в Карпаты каждую зиму. Она уже успела побывать практически на всех популярных горнолыжных курортах – начиная со столичного Протасового Яра, где совершила «первые шаги» на лыжах, и, заканчивая, собственно, Драгобратом и Буковелем, где она освоила даже «черные» трассы. Своим любимым курортом девушка считает Буковель из-за развитой инфраструктуры, поскольку для нее на отдыхе важно не только вдоволь накататься, но и «выйти в свет», посетить какие-то развлекательные заведения. В этом альтернативы Буковелю в Украине нет. Клубы, рестораны, боулинг-клуб – курорт стал не только «зимним Крымом», но и отличной альтернативой популярным летним курортам.
В этом году Катерина уже сумела найти в своем плотном графике три дня для катания и традиционно отправилась на любимый курорт. По ее словам, бюджет всей поездки в этот раз возрос примерно на 20% по сравнению с прошлым годом. Так, две ночи в номере частного пансионата подорожали на 300 грн – с 1800 до 2100 грн, безлимитный ски-пасс увеличился в стоимости примерно на 100 грн — до 1300 за три дня катания (при условии покупки в Киеве). А вот кухня, по ее словам, подорожала существенней: так, за порцию грибной юшки теперь нужно выложить 69 грн, тогда как раньше она стоила 58, а порция блинов обойдется уже в 70 грн, хотя в прошлом году они стоили 48. При этом сервис остался на прежнем уровне. Так, например, не все подъемники на трассах работают, поэтому в выходные дни там образовываются большие очереди. «Люди платят огромные деньги, чтобы по 20 минут стоять в очередях», — констатирует лыжница.
Еще есть куда расти
По словам руководителя Центра туристической информации Владимира Царука, Буковель – это самый популярный объект, и он может поднимать цены, потому что есть спрос. Причем спрос такой, что курорт загружен на новогодний, рождественский и даже построждественский период практически на 100%. «И рядом находящиеся с Буковелем отели, и дорогой «Рэдисон» загружены. Это говорит о том, что спрос не падает даже после повышения цен на проживание, на абонементы на подъемники. Причем стоимость ски-пасса соразмерна с аналогичной ценой на горнолыжных курортах Польши или Словакии, хотя качество у нас хуже», — отмечает он. Отечественные работники туристической сферы, по словам В. Царука, вынуждены были повышать цены из-за растущих коммунальных тарифов и инфляции. Однако сравнение с австрийскими ценами, по его словам, – это «чересчур», поскольку и проживание, и питание, по крайней мере, возле Буковеля однозначно дешевле, чем в Татрах или Альпах.
«В Буковель уже едут болгары, словаки, поляки. По тарифу это одинаково – в переводе на евро. Буковель достаточно дорогой в этом году, в сравнении с прошлым годом он стал еще дороже. Но хорошо загрузился», — уточняет Директор турагентства «Солнечный вояж» Татьяна Москаленко. И ее слова с точностью подтверждает жительница Ирпеня Светлана. Она тоже ежегодно по нескольку раз в сезон ездит в Карпаты. С появлением детей она предпочитает Буковель другим курортам из-за простоты трансфера. Чтобы сократить бюджет поездки, Светлана обычно выбирает конец или начало сезона, когда цены значительно снижены. В этом году ее семья немного замешкалась и попала в начала так называемого высокого сезона. «Еще вчера чай в киоске возле подъемника стоил 20 гривен, а сегодня уже 25», — пожаловалась нам лыжница.
Дешевле – либо без снега, либо надолго
Глава Ассоциации туроператоров Украины Игорь Голубаха подтверждает, что горнолыжный отдых становится все более и более популярным в Украине. Чаще всего украинцы выбирают отдых именно в пределах страны. По его словам, неделя отдыха (проживание и питание) тут будет стоить, начиная от 4 тысяч гривен на человека в неделю. Директор турагентства «Солнечный вояж» отмечает, что среди иностранных курортов в лидерах у украинцев Австрия. «Если заранее забронировать тур, то можно съездить туда за достаточно приемлемые деньги. Вплоть до того, что в 500-600 евро можно вместиться с какой-то хорошей каталкой», — уточняет она.
По ее словам, Австрия примечательна тем, что там всегда солнечно, хорошие спуски разнообразной сложности. Что же касается цен на ски-пассы, по ее словам, Австрия на сегодняшний день равнозначна Буковелю. Чуть менее популярна, по словам Татьяны, Андорра – там тоже гарантированно есть снег, хорошие трассы и минусовая температура. Даже на Новый год, при условии действительной шенген-визы, можно улететь 28 декабря в трехзвездочный отель с хорошим питанием от 450 евро. Низкие Татры (Словакия) будут дешевле. Они довольно популярны, но там не всегда есть снег. А поездка в Высокие Татры – по цене той же самой Австрии.
«За границу многие едут через туристические фирмы со специальными предложениями, поэтому и создается впечатление дешевизны. На сегодняшний день есть спецпредложения, которые дешевле даже по той же Словакии», — уточняет В. Царук. Однако эксперт признает, что, например, в Болгарии цены действительно ниже украинских. Причем как на проживание, так и на горнолыжные склоны, прокат, питание.
Его слова подтверждает и Т. Москаленко. «По Болгарии в рождественские даты автобусом можно за 190 евро выехать на 12 ночей. Это проезд, питание и проживание. На Новый год – 28.12 – 326 евро с перелетом», — уточняет она, при этом оговариваясь: несмотря на дешевизну, как Болгария, так и Польша бронируются плохо, поскольку снег там не всегда бывает, поэтому заядлые лыжники предпочитают переплатить, но гарантировано кататься.
Вот только отправиться на менее дорогой заграничный курорт могут далеко не все. «Обычно мы ездим кататься минимум на пять дней, но в этом году едва удалось найти три дня для катания. О том, чтоб поехать на целую неделю, речи вообще не шло», — констатирует Катерина.