В Молдавию мы въезжали через МАПП «Маяки», который прячется между степью и Днестром. Состоящий из нехитрой контрольно-пропускной инфраструктуры и ряда служебных бытовок, он соединяет Украины с официальной Молдовой, а не с самопровозглашенной ПМР, как, например, таможенный пост «Кучурганы».
Добирались мы до него, надо сказать, постоянно ощущая несовершенство дороги. Я был удивлен, что наш старенький микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter, в котором сидело 18 пассажиров, не развалился на части во время рейса.
Удовольствие от путешествия портило и то, что я сидел в водительской кабине, куда проникало палящее солнце, хорошо перегревшее впоследствии меня.
К счастью, на МАПП мы стояли недолго: у нашего молдавского водителя дело было на мази. Мелкие взятки в виде блока сигарет и минеральной воды оживили сотрудников поста и после относительно непродолжительной проверки документов мы поехали дальше.
На молдавской стороне пограничников с оружием, как это было на украинском участке, я уже не увидел. Нас встретили белые рубашки представителей таможни. Один из них позволил нам выйти из микроавтобуса и подышать свежим воздухом. Мы это делали и на «Маяках», правда, без разрешения. Тут, кроме проверки документов, был досмотр одной большой сумки пассажира и никаких взяток водитель не предлагал. Не вызвав претензий у таможенников мы продолжили путь, который в целом составил около 4 часов.
В Кишинев мы прибыли в 19:30 по местному времени. На Северном автовокзале я поменял валюту (из-за девальвации гривна теперь стоит дешевле молдавской леи) и нашел нужную маршрутку, на которой добрался до района железнодорожного вокзала, где отвратительно отужинал за приличные по киевским меркам деньги. Гостиница «Космос», где я забронировал номер, находилась близко, но я не хотел сразу идти в номер и решил немного прогуляться. Местоэто меня не очень впечатлило: на площади возле здания вокзала валялся мусор от стихийного блошиного рынка, на газоне отдыхали бродяги, а навстречу шли странные личности. Примерно то же я видел, когда поднимался вверх по улице Албишоара.Ко мне неоднократно подходили деклассированные элементы, прося о финансовой помощи.
Перед гостиницей я забежал в супермаркет, которых в Кишиневе не так много. Цены в них, стоит сказать, на уровне киевских, а некоторые товарные группы просто пугают необоснованно высокой стоимостью. Сделав нужные покупки и миновав преступно неухоженную Площадь Константина Негруцци, я, наконец, добрался до гостиницы.
Площадь Константина Негруцци
Гостиница «Космос» — это архитектурный монстр из эпохи СССР, чей интерьер не претерпел сильных изменений. Вздутый ковролин в коридорах и перегоревшая лампочка в номере — вот чем мне заполнилась этот комплекс. А засыпал я под звуки дискотеки, которая гремела в рядом стоящем ТРЦ «Атриум», таком же архитектурном монстре, как и «Космос», но уже из новейшей истории Молдавии.
ТРЦ «Атриум» днем
Второй и последний день в Кишиневе я посвятил исследованию сектора (района) Чентру, который включает в себя правительственный квартал и исторический центр. Позавтракав и попрощавшись с вежливым персоналом гостиницы, который, к слову, без акцента говорил по-русски, подобно большинству жителей Кишинева, я отправился пешком к искомому району. Маршрут мой был не слишком длинный и проходил через бульвар Григоре Виеру. Надо признаться, что эта часть города выглядит и «дышит» иначе – улицы чисты и оживлены. Однако, шагая по центральному проспекту Штефана чел Маре, я отметил как «хромает» туристическая составляющая и крепок дух провинциализма. На пути мне не попались понятная навигация и сувенирные лавки. Не обнаружил я также заведений с традиционной кухней. Может я как-то неправильно гулял? А вот чего много в Кишиневе, так это казино, уличных торгашей и превратно понятой глобализации, которая странно выглядит на фоне нетронутого советского наследия. Есть в Кишиневе и положительные стороны. Во-первых, это общая доброжелательность людей. Ее можно смело назвать главным капиталом города. Во-вторых, темп города вводить гостя столицы в некоторую беззаботность и спокойствие. Ну и, наконец, город имеет красивые парковые зоны, в которых можно спрятаться от назойливого солнца.
Триумфальная арка, являющаяся визитной карточкой Кишинева
Парк «Штефан чел Маре»
Вообще безвизовый режим с ЕС, который Молдавия получила в 2014 году, несильно, как мне показалось, повлиял на образ жизни жителей страны. Кажется, что они застряли в начале «нулевых», и не хотят идти вперед. Хотя что можно ожидать от государства, ВВП которого составляет 8 млрд долларов, а совокупный экспорт не превышает 2,5 млрд долларов. При этом среднемесячная заработная плата не превышает 250 долларов, а около 20% населения живет за чертой бедности.Но с другой стороны, есть масса примеров из зарубежной истории, когда бедные страны, лишенные сырьевых и высокотехнологических ресурсов, вставали на ноги.
Как бы то ни было, сегодня отсутствие экономических побед и структурных реформ, ограничивают потенциал и возможности Молдовы.
До отправления мне удалось частично познакомиться с секторами Буюкань и Рышкань, где я увидел неинтересный «одноэтажный» Кишинев и и ряд аварийных больших задний. Покидал я город без сожаления, предвкушая встречу с друзьями, которые ожидали меня в Одессе.
Цирк, здание которого находится в аварийном состоянии
Заброшенная гостиница National
Старый футбольный стадион