Государственный бюджет Украины запланирован к рассмотрению в начале декабря. Парламент уже успел проголосовать за него в первом чтении. За депутатскую поддержку Кабмин расплатился c мажоритарщиками дополнительными финансовыми влияниями на их округа.Ко второму чтению бюджет претерпел серьезные изменения, как в текстовой, так и в табличной части.
I. Изменения в текстовую часть закона о госбюджете
Базовым и самым главным изменением в государственный бюджет ко второму чтению стало увеличение минимальной заработной платыс 1600 до 3200 грн. Изменение этого параметра повлекло за собой изменение других цифр бюджета в сторону увеличения.
Так доходная часть выросла с 706,3 млрд грн до 721,3 млрд грн. Расходная, соответственно, с 775,3 млрд грн до 790,4 млрд грн.
15 млрд грн на первый взгляд цифра незначительная, но дело в том что Кабмин широко прошелся по всей структуре расходов/доходов и “поперебрасывал” более значительные суммы, не только увеличивая финансирование тонким слоем по различным ведомствам, но и урезая некоторые расходы.
Рассмотрим изменения в текстовой части законопроекта о госбюджете:
1. Кабмин расширил источники финансирования специального фонда Госбюджета за счет 10% перевыполнения плана таможенных платежей и НДС. Эти деньги будут иметь целевое назначение и, судя по редакции статьи 14, пойдут на дополнительную оплату труда госслужащим.
2. НБУ увеличили план отчислений в казну с 41 до 45 млрд грн.
3. Дополнительно на 100 млн грн Кабмин решил увеличить сумму задолженности государства перед юрлицами (всего 1,7 млрд грн).
4. Правительство дописало себе еще одну строку расходов на финансирование “поддержки реформы государственного управления”. Распределение этих средств (300 млн грн), судя по формулировке в законе, будет осуществляться в ручном режиме.
5. Новая редакция закона существенно укрепила позиции бюджетного комитета. Теперь он получил влияние на распределение средств не только в сфере дорожного строительства, но и финансирования жилья для военных, оборонных заказов, экологии, в сфере поддержки сельхозпроизводителей. Все эти деньги теперь будут проходить через депутатов-членов комитета.
6. В законе появилось поручение Кабмину до 1 марта 2017 года внести на рассмотрение парламента изменения в законодательство по вопросу предоставление в аренду газораспределительных сетей, собственником которых является государство. Очевидно, они должны послужить дополнительным источником дохода бюджета.
7. В законе появился пункт, отменяющий действие положения Бюджетного кодекса, согласно которому фонд регионального развития должен финансироваться в объеме не меньшем чем 1 % от доходов всего госбюджета. В который раз государство собирается экономить на региональных инфраструктурных проектах.
8. Также правительству предложено подготовить изменения в госбюджет в случае внедрения в 2017 году новой модели финансирования здравоохранения на уровне первичной медицинской помощи.
9. Отдельной строкой в законопроекте указана необходимость по результатам первого полугодия 2017 года предусмотреть дополнительные средства для Национальной общественной телерадиокомпании
II. Изменения в доходной и расходной части госбюджета
Если мы обратим внимание на закономерности бюджетных изменений в расходной части бюджета, то увидим настойчивое желание правительственных чиновников освоить деньги в контексте личного потребления, а не государственного развития.
Отсюда увеличение финансирования министерских аппаратов, чиновничьих программ «реформ госуправления», направление дополнительных средств на государственное управление делами, ремонт Мариинского дворца, даже очередной распил денег на информационных технологиях в Минсоцполитики, которое никак не может создать нормальный реестр льготников и т.д.
По мнению Минфина, денежный дождь для государственной казны должна принести увеличенная налоговая база для бизнеса (налог на доходы физлиц) из-за двукратного повышения минимальной заработной платы.
Остальные источники доходов не менее иллюзорны – 17,1 млрд грн от приватизации, 10,5 млрд грн от спецконфискации, 17,5 млрд грн доходов от госпредприятий. Кстати, обратите внимание на игру цифр – 17 млрд от приватизации и 17 млрд грн доходов от результатов хоздеятельности госпредприятий. Понятно, что речь идет не о приватизации всех госактивов, но возникает вопрос: если их большая часть будет продана, из каких источников формировать бюджет в следующем 2018 году?
А, тут как раз замечательные данные поступили – экспорт Украины в январе-сентябре 2016 года на 70-75% оформлен непрямыми контрактами, проще говоря, на экспорт продукция идет не за центы, а продается уже там за доллары. Если приватизированные предприятия останутся на плаву, работать они будут по таким же схемам, с очевидными последствиями для госбюджета.
Повышение минимальной заработной платы, как видно из таблицы ко второму чтению, позволит правительству сократить выплату субсидий не в следующем 2018, а уже в 2017 году, не смотря на все заверения и увещевания Павла Розенко о том, что люди могут не бояться.
В дополнение к госбюджету правительство подготовило целый блок дополнительных законопроектов (№5044, №5132, №5131, № 5130, №5142) без которых бюджетная «симфония» не заиграет при всем желании.
С учетом возрастания политической напряженности, ставки, а главное аппетиты депутатов могут значительно возрасти. Найдет ли Владимир Гройсман для них убедительные аргументы, покажет начало декабря.