Будущий экономический год не предвещает прорывных вещей. Это, как говорят эксперты, явствует из параметров госбюджета-2021, который 18 сентября раскритиковали в Раде.
Хоть депутаты из фракции «Слуга народа» и пообещали внести коррективы в генеральную смету, эксперты сомневаются, что положение дел в следующем году существенно улучшится, ведь негативный эффект от падающей промышленности и пандемии Covid-19 будет сохраняться.
Как бы то ни было, базовые значения госбюджета-2021 следующие: инфляция – 7,3%, средняя зарплата – 13 632 гривны, уровень безработицы – 9,2%. Кроме того, доходы бюджета на следующий год определены на уровне 1,1 трлн гривен, а расходы — 1,3 трлн.
Дефицит главного финансового документа — 270 млрд гривен (6% ВВП), что почти на 30 млрд меньше, чем в этом году, но, согласитесь, цифра все равно значительная.
Из-за «дыры» в казне ставка, как и в этом году, будет делаться на внутренние и внешние заимствования.
«Мы считаем, что одним из источников покрытия дефицита бюджета у нас являются внешние заимствования. Это сотрудничество с МВФ, с нашими международными партнерами. Это обязательное условие для следующего года. То есть мы не рассматриваем других вариантов. Самостоятельно мы пока не готовы финансировать дефицит бюджета. Поэтому это будет приток валюты, который позволит нам профинансировать дефицит», — заявил министр финансов Сергей Марченко в интервью радио Свобода.
Так, в 2021 году финансирование бюджета от МВФ и других международных финансовых организаций ожидается в размере 43,2 млрд гривен (1,5 млрд долларов).
Вместе с тем главным донором для латания «дыр» станет внутренний рынок. Проект госбюджета-2021 предполагает рост заимствований на 64,2 млрд или 10,3%, — до 684,7 млрд гривен, из них облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) составят 549,1 млрд гривен.
Надо сказать, что вариант проекта госбюджета, подготовленный Кабинетом Министров, не нашел ободрения у парламентского монобольшинства. Как говорилось выше, «слуги народа» будут перекраивать смету ко второму чтению.
«Хотелось бы получить конкретный план и конкретные показатели, по которым они (правительство) будут воплощать в жизнь, покрывать дефицит бюджета. Если идет речь, что мы очередной кредит возьмем и перекроем дефицит бюджета, это точно не вариант, он не подходит», – сказал народный депутат из фракции «Слуга народа» Александр Качура, критикуя правительственный вариант госбюджет.
Политик считает, что дефицит в 6% ВВП, прописанный в бюджете создаст трудности в сотрудничестве Украины с МВФ.
«Согласно договоренностям с МВФ и с общими правилами, если более 4 %дефицит бюджета, МВФ вообще не выдает кредиты в такие страны. Не ставят ли вообще под угрозу таким дефицитом бюджета дальнейшее сотрудничество с МВФ?», – отметил Александр Качура.
«У страны есть глобальные проблемы: неработающая экономика и огромный бюджетный дефицит. Правильно было бы свободную денежную ликвидность направить в экономику, через кредитование. Тогда бизнес начнёт развиваться, будет увеличиваться рабочие места и, соответственно, увеличиваться поступления в бюджет. Но это длительный период. У государства есть бюджетный дефицит, и нет времени ждать. Поэтому Минфин, решая проблему дефицита, изымает эту же ликвидность через ОВГЗ на покрытие дефицита», — описала ситуацию экономист.
Эксперт по экономическим и политическим вопросам Всеволод Степанюк напоминает, что большая часть нынешней доходной части бюджета сформирована из иностранных кредитов, поэтому планы властей на 2021 вполне прогнозируемы.
«Путь наращивания внешних долгов в иностранной валюте это путь в никуда. Потому что у Украины и соотношение госдолга к ВВП уже выше 60% и для украинской экономики это является катастрофическим», — считает экономист Алексей Кущ.
Кроме того, бюджетом предусмотрено двухэтапное повышение «минималки» до 6 500 гривен, которое будет «стоить» стране 41 млрд гривен, ведь дело будет касаться работников бюджетной сферы: медиков, учителей и других.
Вместе с зарплатами будут расти и минимальные пенсии. 18 млрд предусмотрено на индексацию пенсий. Также властями запланированы новые доплаты для пенсионеров 75+. На это цели потратят 2,4 млрд гривен.
Также на 2021 год предусматриваются 104 млрд гривен на выплату пособий, льгот и субсидий, а в целом социальные расходы составят 323 млрд гривен.
Повышение пенсий и зарплат будет способствовать внутреннему потреблению, и оно станет одним из основных драйверов роста ВВП, а вот экспорт, инвестиции и промышленное производство будут «пасовать».
«Не думаю, что экспорт возрастет в следующем году. Ситуация с внешнеторговым балансом в 2021 году останется на нынешнем уровне», — прогнозирует эксперт Всеволод Степанюк.
К слову, по прогнозам Кабмина, в следующем году ВВП вырастет на 4,6%. А вот в МВФ менее оптимистичны. Аналитики фонда считают, что экономика восстановится на 1,1%, а на докризисные показатели страна выйдет только в 2024 году.
Также в госбюджете-2021заложили доллар по 29,1 гривны. Но надо отметить, что это технический показатель для регулировки доходов/расходов бюджета, а не реальное прогнозное значение. Каким будет курс на самом деле, покажет экономическая реальность следующего года. Экономист Алексей Кущ отмечает, что серьезных скачков ждать не стоит из-за общей «бедности».
«Когда денег ни у кого нет, когда сокращаются инвестиционные и потребительские расходы, то в этих условиях, естественно, курс доллара будет более-менее стабильный. Если в стране нет денег, соответственно, сокращается как технологический, так и потребительский импорт. Когда украинцы ничего не покупают, гривна стабильна и нам кажется, что в этом есть какая-то заслуга правительства. Но когда экономика начинает развиваться, повышаются продажи и, соответственно, экономика выходит на более высокую точку равновесия. Начинает резко расти потребительский и инвестиционный импорт, а курс гривны начинает «лихорадить». А происходит это потому, что на фазе роста правительство не предполагает создание собственных производств, которое бы замещало потребительский и технологический импорт. Чтобы у нас сначала выравнивался дефицит сбережений, а потом выравнивался торговый дефицит. Такого развития в стране нет. На этом этапе «кладбища» кажется, что все, что делает Минфин и Нацбанк, — хорошо. Но эта «стабильность» покупается отсутствием развития», — рассуждает экономист.