Проект госбюджета-2021 сверстан с расчетом на активное заимствование при умеренной поддержке международных доноров. Не исключено включение «печатного станка» со всеми вытекающими последствиями.
Автор: Никита Бегаль
В сентябре депутатам показали проект государственного бюджета на следующий год. Он, в частности, включает следующее показатели: инфляция – 7,3%, средняя зарплата – 13 632 гривны, уровень безработицы – 9,2%, рост ВВП – 4,6%, курс – 29,1 грн/долл.
Кроме того, доходы бюджета на следующий год определены на уровне 1,1 трлн гривен, а расходы — 1,3 трлн.
При этом дефицит главного финансового документа — 270 млрд гривен (7% ВВП).
Проект сметы на следующий год, сверстанный Минфином, был раскритикован народными избранниками. В стенах парламента звучали обещания значительно откорректировать документ и в части доходов, и в части расходов, и в части дефицитаю
Как указывал народный депутат из фракции «Голос» Ярослав Железняк, в проект госбюджета-2021 было внесено около 2500 поправок.
Ожидалось, что 20 октября в Раде депутаты рассмотрят смету в первом чтении, но не сложилось. По словам спикер парламента Дмитрий Разумков, бюджетный процесс начнется только 3 ноября.
Политолог Руслан Бортник объясняет пробуксовку фактором местных выборов, которые намечены на 25 октября. Он говорит, что после выборов власти уже не будут связаны политическими обещаниями и смогут более смело перекраивать социальную сферу.
«В этом году этот процесс будет сложным в связи с экономическим кризисом. Также и в силу того, что данное голосование превратится в голосование и по недоверию к правительству. Парламент не поддержал программу деятельности Кабмина и, соответственно, в этом контексте будет рассматриваться и бюджет», — отметил он.
«Принимать антисоциальный бюджет накануне местных выборов тоже не лучшая история, и решили все это перенести до лучших времен, а то, что бюджет будет принят и, возможно, по украинской традиции ночью, у меня сомнений нет. Другое дело, что все бюджеты в Украине выполняются крайне условно, и по сути дела, во многом распределение денег идет в ручном режиме. 2020 год стал наглядным доказательством того, что год назад закладывались нереалистичные показатели, а потом их правили в течение ближайших кварталов следующего года. По всей видимости точно так же будет с бюджетом на 2021 год. Сейчас примут рамочный документ, а потом его неизбежно ожидают правки. А если посмотреть по этому бюджету, то ряд бюджетных программ просто не выполняются», – комментирует политолог Денис Гаевский.
А его коллега Кирилл Молчанов прогнозирует, что проект госбюджета полностью перепишут к декабрю.
Но как бы то ни было, одним из главных минусов документа является выбранные Минфином методы латания «дыр».
«Первый и главный вопрос состоит в том, что мы не видим источника покрытия дефицита. Основной источник покрытия – ОВГЗ. Мы не видим таких денег на рынке и по таким ставкам. То есть, или мы платим безумные ставки и возвращаем нерезидентам все, причем берем короткие деньги, как это было в первой половине 2019 года. Или мы эмиссию делаем с Нацбанком. Других вариантов нет», — заявил в СМИ глава комитета по финансовой, налоговой и таможенной политике Верховной Рады Даниил Гетманцев.
Напомним, в проекте госбюджета-2021 сумма заимствований на следующий год равна 702,4 млрд гривен, из которых 549 млрд – это внутренние займы, а 153 млрд – внешние. При этом, как указывалось выше, упор делается на облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ).
«Конечно, нынешние процентные ставки (по ОВГЗ – прим. Ред.) для нерезидентов не спекулятивные (19-20%) как были в прошлом году, но даже текущие 8-9% высокие при данных обстоятельствах», — говорит экономист Всеволод Степанюк.
«Мы должны понимать, что у нас как у страны, у государства, не хватает денег, чтобы дожить этот год до конца. Это значит, что деньги будут перераспределяться из каких-то средств, которые запланированы на следующий год. Дальше это означает, что в следующем году еще больше будет увеличиваться «дыра» в бюджете. Покрывать ее планируют за счет кредитов. Таким образом, растет наша закредитованность, которую мы не можем выплатить, возможно, на протяжении нескольких поколений», – отметил политолог Даниил Богатырев.
Также много вопросов вызывает рост ВВП, заложенный в проекте госбюджета. Эксперты не верят, что украинская экономика разгонится на 4,6% в 2021 году.
«Никакого роста в 4,6% ВВП, конечно, не будет. По подсчетам Всемирного банка Украина может рассчитывать на рост 1,5%. Также не будет инфляции в пределах 7%, поскольку она уже больше заложенной цифры, а в следующем году будет еще выше. То есть, невозможность выполнения бюджета на 2021 год состоит в макроэкономических показателях», — комментирует экономист Всеволод Степанюк.
Политолог Даниил Богатырев считает, что проект госбюджет на 2021 год не изменится стратегически после первого чтения в Раде.
«В бюджете на 2021 год 60% всех расходов будут направлены на выплаты внешних долгов и на силовые структуры, которые ничего не производят. Я ничего не имею против, но они не генерируют ВВП», — указал эксперт.