Запланированные поступления в госбюджет явно завышены, говорят эксперты, отмечая, что «дыры» придется латать за счет займов и гарантий.
В правительстве верят, что 2021 год станет годом экономического роста. Так, в госбюджете заложено увеличение ВВП на 4,6%.
«Многие говорят, что это высокий показатель, которого многие годы не было. Но мы считаем, что этого можно достичь», — заявил еще в начале декабря министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко.
Он добавил, что положительную экономическую динамику увидим во второй половине 2021 года. Однако в начале года следует ожидать спада. Со слов министра Петрашко в первом квартале ВВП может сократиться на 3%.
Движение вниз, помимо прочего, связано и с введением в январе жесткого варианта карантина, из-за которого страна потеряет миллиарды гривен.
«Потери от локдауна, который у нас продлится с 8 до 24 января, составят около 0,2% ВВП. Это около 140-170 миллионов долларов», — комментирует экономический эксперт Олег Пендзин.
Безусловно, когда часть экономики в условиях пандемии «на паузе» – это серьезный удар по жизнедеятельности государства. Страдает бизнес, сбор налогов падает, сокращаются поступления… «Взбодрить» экономику могут крупные инвестиционные проекты, но вряд ли их стоит ждать до весны, когда должна начаться массовая вакцинация. Другое дело инфраструктурное строительство, которое может простимулировать ВВП.
«89 млрд гривен предусмотрено в бюджете-2021 на большое строительство, 4,5 млрд – на обновление «Укрзализныци», 2,4 млрд – на развитие аэропортов», — рассказал министр финансов Сергей Марченко,
Однако эксперты сомневаются, что стране удастся выйти на прогнозный рост экономики.
«Радикальная ошибка – это закладывание высоких темпов экономического роста в 4,6 %. В целом по году рост возможен на уровне 2,5-3 %, но никак не 4,6 %», – говорит экономист Александр Савченко.
«Тут все зависит от ситуации на внешних рынках и от того, как мы выйдем из январского карантина. Также многое будет зависеть от внутреннего спроса. В целом это уравнение с многими неизвестными. Слишком много разных составляющих. Думаю, что мы в лучшем случае вырастем максимум на 1,5%», — отмечает экономический эксперт Олег Пендзин.
Кроме того, есть вопросы к самому госбюджету-2021. Эксперты, проанализировав генеральную смету страны, говорят, что план доходов выглядит завышенным. Они не верят в увеличение поступлений от уплаты НДФЛ (на 24%) и роста доходов от НДС (на 75% с учетом возмещения). Так, следующем году хотят собрать налога на добавленную стоимость на 100 млрд гривен больше, чем в 2020 году. Также на 26% повышен план поступлений от ренты, что есть смелым прогнозом. Кроме того, рисковым считаются ожидания по перечислению прибыли НБУ в госбюджет (33 млрд гривен). Все эти цифры, как говорят эксперты, выглядят маловероятными.
«В таких турбулентных условиях прогнозировать что-то более чем на три месяца невозможно. Поэтому я бы рекомендовал рассматривать этот бюджет как временный, который обязательно будет изменен, возможно, уже в первом квартале, потому что, начиная со второго или с первого месяца, не будет выполняться. Реальность может быть совсем другой, чем закладывается в этот бюджет», — считает экономист Александр Савченко.
Чем же тогда латать «дыры»? Очевидно, что нужно будет наращивать долги, чтобы перекрывать дефицит.
Но план заимствований на 2021 год и так раздут. Он равен 64% доходной части бюджета или 701,8 млрд гривен.
При этом на погашение и обслуживание госдолга пойдет 627 млрд гривен на или 47% всех расходов казны.
У нас основные «активные» долги – еврооблигации, ОВГЗ и кредиты МВФ. При этом самыми «сложными» заимствованиями считаются именно облигации, так как они имеют высокую доходность.
Впрочем, согласно госбюджету-2021, правительство сможет предоставлять государственные гарантии на рекордную сумму — до 88,7 млрд гривен. Очевидно, правительство будет использовать эти гарантии для финансирования тех расходов, на которые не хватает ни доходов, ни займов.
В целом существующее положение дел может заставить власти пойти на реструктуризацию долгов. Со слов председателя фракции «Слуга народа» в Верховной Раде Давида Арахамии, после формирования нового состава Администрации Президента США Украина намерена поднять этот вопрос.
«Реструктуризация внешних долгов имеет плюсы и минусы. Это тяжело. Затевать это дело сложно. Самый идеальный вариант – это разместить новые еврооблигации. Еврооблигации что предполагают: мы выпускаем новые еврооблигации, договариваемся, что мы погашаем текущие, а большую часть покупает старый инвестор. Да, это можно. Реструктуризацию делают в каких случаях: вы одолжили деньги, вам нужно возвращать, но нет сейчас возможности. Тогда вы просите: сейчас у меня нет, но через пару месяцев заплатят, и я рассчитаюсь. Почти так же работает реструктуризация и пандемия тут не фактор», — разъяснил экономический эксперт Александр Охрименко.