06:30 20/09/2013

Госдолг-2013: из крутого пике в финансовый штопор

С завидной регулярностью некоторые экономические эксперты пытаются прогнозировать дефолт по государственным обязательствам. При этом они, почему-то, обращают внимание на сокращение золотовалютных резервов, как на главное доказательство своих утверждений, но «забывают» некоторые другие факты. Ведь происходит это сокращение не в результате их «проедания», а в связи с погашением внешних долгов, взятых, к тому же, еще предыдущим правительством.
Сейчас уровень внешнего госдолга Украины значительно ниже практически всех европейских, и не только европейских стран. Ниже, впрочем, и общий госдолг. На сегодня он составляет меньше 40%. Для сравнения — в большинстве европейских стран он превышает 80%, а в некоторых, например Японии достигает 237 % по отношению к ВВП страны. В 2012 году украинское правительство диверсифицировало свои риски и увеличило сроки выполнения обязательств до 5,1 с 4,1 лет.
К тому же долговая политика украинского правительства в текущем году имеет все шансы революционным образом видоизмениться. Так, по итогу года Минфин ожидает, что доля внутреннего госдолга превысит долю внешнего и составит 51,3% общего госдолга. Подобный сигнал мы получим впервые за последние 10 лет! Об этом кстати красноречиво свидетельствует статистика НБУ, согласно которой валовой внешний долг Украины за первое полугодие сократился на 0,5%, или на $0,7 млрд, составив $134,4 млрд.
Не резервами едиными
Нужно понимать, что задача правительства и Нацбанка состоит не в накоплении резервов, как таковых. Они нужны, для обеспечения выполнения внешних обязательств по госдолгу, а также для поддержания стабильности курса национальной валюты. Так вот для этих целей имеющихся резервов вполне достаточно. Правительство и Нацбанк в полном объеме и без малейших задержек погашают текущие внешние долги. И при этом стабильность курса гривны в этом году обеспечивается практически без участия Нацбанка.
Фактически идет процесс замены зарубежных долгов на внутренний долг Украины. Во многом это отражает общую тенденцию, которая характерна и для других стран мира. Например, по итогам 2012 года на 2,2% увеличился внутренний долг Германии, и при этом почти на 4% уменьшился внешний госдолг.
Достичь этой цели власти имеют все шансы. К примеру, в июле рост госдолга был вызван исключительно увеличением внутренних обязательств, поскольку Минфин продолжил активно размещать гривневые облигации для финансирования дефицита бюджета. В июле чистый объем размещения внутренних облигаций составил $1,2 млрд., при этом на долю гривневых ОВГЗ пришлось $1,0 млрд. В то же время размер внешних обязательств в июле практически не изменился.
Никаких валютных рисков
Кстати, тот факт, что Украина далека от приближения к установленной в госбюджете на 2013 год максимальной суммы внешних заимствований, указывает на то, что покрытие дефицита госбюджета успешно осуществляется преимущественно путем выпуска внутренних государственных ценных бумаг. Это свидетельствует о четырех позитивных моментах.
Первый – в нашей стране достаточно внутренних ресурсов для нивелирования временных кассовых разрывов госбюджета.
Второй – внутренние инвесторы полностью доверяют правительству, что выражается в активном приобретении ими государственных долговых обязательств.
Третий — значительная часть государственных заимствований в 2013 году осуществлена в гривне, это, в свою очередь, не ведет к валютным рискам.
Четвертый – если госдолг на определенную сумму профинансирован за счет приобретения отечественным частным сектором госбумаг, это означает, что у представителей негосударственного сектора экономики Украины формируется серьезный массив безрисковых финансовых активов, приносящих им приличный доход.

Читайте также по теме