В 2021 году выплаты по госдолгу должны составить 585,1 миллиарда гривен, свидетельствуют данные, опубликованные на сайте Министерства финансов. Почему такие суммы вынуждены платить украинцы, сколько будет продолжаться «кредитомания» власти, почему она предпочитает внешние, а не внутренние заимствования, а также, почему в 2021 не будет реструктуризации госдолга, – разбирался ГолосUA.
Позиция власти
Платежи по государственному внутреннему долгу в 2021 году прогнозируются в размере 418,8 млрд грн, а по внешнему – 166,3 млрд грн.
В частности, платежи по госдолгу за I квартал должны составить 138,85 млрд грн (в январе – 30,3 млрд грн, в феврале – 37,9 млрд грн, в марте – 70,7 млрд грн).
За II квартал – 165,7 млрд грн (в апреле – 40,9 млрд грн, в мае – 48 млрд грн, в июне – 76,8 млрд грн).
За III квартал – 162,4 млрд грн (в июле – 35,7 млрд грн, в августе – 24,9 млрд грн, в сентябре – 101,8 млрд грн);
За IV квартал – 118,2 млрд грн (в октябре – 41,2 млрд грн, в ноябре – 40,9 млрд грн, в декабре – 36,1 млрд грн).
По оценкам Минфина, по состоянию на 1 января 2021 года выплаты по госдолгу в 2022 году оценивались на сумму 265,9 млрд грн, в 2023 году – 277,2 млрд грн, в 2024 году – 316,9 млрд грн, в 2025 году – 258,8 млрд грн.
Ранее руководитель Счетной палаты Валерий Пацкан заявил, что каждая седьмая гривна доходов госбюджета идет на обслуживание долга.
«Каждый украинец за обслуживание госдолга заплатил по 3 тыс. грн. Другими словами, каждый из нас, вы, я, остальные украинцы в 2020 году потратили по 3 тысячи грн на обслуживание госдолга», – сказал Пацкан.
Несмотря на то, что все страны живут в долг, долговую политику можно сбалансировать, делая заимствования дольше, с меньшими процентами.
«А если говорить о заимствованиях на внутреннем рынке, они являются короткими, и за гораздо большие проценты», – добавил он.
Украинцы платят, государство берет
Стоит отметить несколько важных аспектов, о которых сказал руководитель Счетной палаты.
Во-первых, каждый украинец должен обслуживать госдолг их своего кармана. Здесь хочется отметить важность ответственности на выборах, когда люди галочками в бюллетене подписываются под идеями «сотрудничества с западными кредиторами». Если бы не этот момент, то возник бы вопрос: если человек берет кредит в банке, то он и должен его возвращать. Но вот на уровне государства получается, что кредиты берут власть имущие, а расплачиваются по ним рядовые украинцы из своих карманов. Такая вот цена «галочки на выборах».
Во-вторых, по логике Пацкана, раз все страны живут в долг, то долговую политику надо сбалансировать, и ни слова об ее отмене. То есть, раз мир живет не по средствам, то и нам можно. Это притом что Украина способна сама себя обеспечивать практически всеми необходимыми ресурсами. Ну, конечно, кроме денег у нас подписан меморандум с МВФ, согласно которому есть планки по денежной массе.
В-третьих, к вопросу выбора между внутренними и внешними заимствованиями — ошибочно думать лишь о длине кредитов и процентах. Важно понимать, что во всех случаях заемщик зависим от кредитора. И если есть такая зависимость на уровне государства, то как реально можно говорить о практической независимости.
Круговая «кабала» продолжится
«В вопросе государственного долга в Украине существует замкнутый круг – власть берет новые кредиты, чтобы рассчитываться с предыдущими, причем с процентами», – заявил экономист Всеволод Степанюк.
Пока власть не начнет проводить независимую политику и не потребует реструктуризации долгов, эта круговая кабала будет только нарастать, подчеркнул эксперт.
«И несмотря на то, что власти прогнозируют уменьшение долга к ВВП, если посмотреть на бюджет, то можно дать прогноз, что госдолг только увеличится. Поскольку ясно, что никакого роста ВВП в 4,6% не будет в 2021 году», – отметил он.
Что касается требований в обмен на эти кредиты, то деньги можно взять и на внутреннем рынке, говорит эксперт.
«Если бы у нашего государства была вменяемая экономическая политика, то мы могли бы обойтись без МВФ, и получить заимствования под небольшие проценты под экономическую политику. Но поскольку ее нет, то приходится идти к Фонду за деньгами. Что касается того, будут ли реструктуризировать в следующем году украинские долги, то это в большей мере зависит от политики США по отношению к нашей стране», – отметил он.
Чтобы рассчитываться с долгами, Украина снова будет занимать деньги. Если каждая почти шестая гривна из доходов бюджета уйдет на долги, то власть будет опять одалживать средства, заявил политический аналитик Руслан Бизяев.
«Конечно, есть «более сложный путь» — проводить реформы, бороться с коррупций, повышать доходы населения, привлекать инвесторов и так далее, но это все не про украинскую власть, по крайней мере, в ближайшие два квартала», — говорит эксперт.
Реструктуризация долгов в 2021 году невозможна потому, что Украина подписала программу stand-by, которая ее не подразумевает, отметил он.
«Плавающая» курсовая политика
«Увеличение госдолга является прямым следствием девальвации гривны, вызванной абсолютно неправильной курсовой политикой в интересах отечественных компаний-экспортеров. В этом году последние ничего другого взамен предложить не смогли, что и вызвало снижение экспорта в сравнении в 2019 годом на 7,5%», – сообщил экономист Андрей Новак.
Политика курсовой поддержки нескольких компаний украинских экспортеров очередной раз показала свою ошибочность, заявил эксперт.
«В этом году госдолг вырос исключительно из-за девальвации гривны, а потому все мы, как налогоплательщики, будем оплачивать его рост исключительно из собственного кармана. Ведь госдолг выплачивается из госбюджета, который наполняется из средств именно налогоплательщиков», – уточнил экономист.
Подобная политика годами исповедуется НБУ и Минфином, подчеркнул он.
«Стратегия так называемого «плавающего курса» подразумевает отказ НБУ от курсовой политики с последующей передачей экономики на произвол той самой пресловутой невидимой руке рынка, которая якобы должна все сама отрегулировать. Все это чревато тем, что рост госдолга будет происходить снова и снова до тех пор, пока не изменится сама курсовая политика», – заключил А. Новак.