Президент Владимир Зеленский анонсировал большую приватизацию уже в 2019 году. Как она будет проходить, какие поступления следует ждать от нее, будет ли государство заниматься подбором эффективных собственников, разумно ли продавать предприятия в период кризиса, а также государство или частный собственник является лучшим владельцем? Вопросов масса! Но обо всем по порядку…
Не продать, так занять
Так, Президент заявил, что уже отменено более 160 указов, которые создавали давление на бизнес, и сообщил о подготовке большой приватизации. «Мы видим проведение этой приватизации уже в 2019 году», — заявил он.
В свою очередь, ранее Кабмин расширил перечень объектов большой приватизации. Однако министр Кабинета министров Александр Саенко заявлял, что утвержденный перечень объектов большой приватизации не имеет срока действия и может как дополняться, так и сокращаться. В то же время из списка исключили теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые готовы принять в коммунальную собственность местные власти.
За первую половину 2019 года поступления в госбюджет от приватизации составили лишь 0,3 млрд грн, а это — 1,6% от годового плана. Чтобы перекрыть дефицит бюджета, было решено заместить поступления от приватизации внутренними заимствованиями в первой половине года. Об этом говорится в отчете Министерства финансов.
«По оперативным данным Государственной казначейской службы, общий фонд госбюджета в первые шесть месяцев 2019 года был выполнен с дефицитом в сумме 6,8 млрд грн. Так, правительство пытается равномерно финансировать расходы в течение года согласно расписанию, чтобы избежать пикового финансирования в конце года. В первые шесть месяцев года специальный фонд сведен с профицитом в 8,6 млрд грн», — отметили в Минфине.
А приватизация в 2018 году принесла 268,7 млн грн при утвержденном парламентом в законе о госбюджете плане 18,8 млрд грн.
Государство или частники
Приватизировать или нет – вот в чем вопрос. Считаю, что крупная и средняя промышленности должны находиться в руках государства. Почему? Частный предприниматель напрямую не заинтересован в том, чтобы отстаивать экономические интересы страны на международной арене. Патриотизм и бизнес вещи из разных категорий. Государь (не по Макиавелли, а просто так) должен думать о том, как максимально покрыть внутренний спрос страны товарами, а потом уже выходить на внешние рынки.
Объясню почему. Если мы ставим себе целью строить самолет на экспорт, но не производить для него, допустим, болты, то на завтрашний день они, импортируемые, взлетят в цене и производство нашего самолета просто станет нереальным. Поэтому повторюсь, как писал Ф. Лист, вначале необходимо покрыть внутренний спрос, а потом уже выходить на внешние рынки. А тут уж без протекционизма не обойтись.
Как заставить предприятия работать
«Если у Зеленского будет большинство в парламенте, то приватизация в том виде, в котором он для себя ее наметил, становится более реальной. Видимо, это большинство будет, и тогда можно будет говорить об изменении приватизационной политики и о каких-то дополнительных поступлениях в бюджет», — заявил народный депутат Украины Александр Кирш.
Здесь важно не просто один раз получить деньги, а чтобы предприятия получали эффективных собственников, чтобы шли налоги, и чтобы занятость была обеспечена, отметил он.
«Чтобы не получилось так, что за предприятие заплатили и дальше оно стоит. Здесь должны быть какие-то предохранители, чтобы так не получилось», — резюмировал депутат.
Очень малые суммы
У нас любая власть говорит о приватизации, о каких-то поступлениях от нее. Их явно недостаточно, заявил народный депутат Украины Александр Долженков.
«Приватизировать государственные предприятия в период упадка является неправильным с точки зрения того, что их капитализация будет низкой и приватизация произойдет за очень низкие суммы», — подчеркнул депутат.
Если государство заинтересованно в максимальном поступлении госсредств в госбюджет, то нужно повысить капитализацию и финансовое положение дел этих предприятий, сказал он.
Нечего продавать
«Во-первых, в Украине нечего выставлять на приватизацию, и что он собирается продавать, я не знаю. Создается такое представление, что Зеленский видит совсем другую Украину. Тут возникает довольно патовая ситуация – он говорит про приватизацию, но не отдает себе отчета, что он собирается приватизировать. На сегодняшний момент в Украине 1300 объектов, которые можно выставить на приватизацию, из них у 1200 остались только документы, то есть можно купить только набор документов, кому это нужно?», — отметил экономист Александр Охрименко.
Заявления Зеленского можно назвать мифом, сказал экономист.
«Что же в отношении продолжения сотрудничества со Всемирным банком, то вначале этого года там заявили, что фактически не было выбрано 5,7 миллиардов долларов по кредитной линии. Там прекрасно понимают, что многие наши бизнесмены просто не проходят проверку. В банке не то, что не дают деньги, там просто говорят «берите, но выполняйте условия». Банк не просто дает деньги, он дает их под проекты, которые должны завершаться, а мы им ничего предложить в ответ не можем. По моему пониманию, Зеленский продолжает повторять стандартный набор слов своего предшественника, при этом не понимая, что и о чем он говорит», — заключил А. Охрименко.