В Киеве опять заговорили об повышение стоимости проезда в коммунальном транспорте. Так, на прошлой неделе столичная подземка и «Киевпасстранс» обратились к городским властям с просьбой пересмотреть действующие тарифы. Метрополитен считает экономически обоснованной ценой за проезд 21 гривну, а «Киевпасстранс», обеспечивающий наземные перевозки, — 25 гривен.
Автор: Никита Бегаль
Впрочем, транспортники предложили альтернативу повышению цен. Ею может стать дополнительная дотация отрасли. В Киевском метрополитене ее видят в размере 1,5 млрд гривен.
Коммунальные перевозчики увязывают пересмотр тарифов с необходимостью повышения заплат сотрудникам, подорожавшей электроэнергии и, естественно, последствиями пандемии.
С начала действия карантина пассажиропоток в столице значительно упал ввиду ограничительных мер.
Так, если в 2019 году метро перевезло 495,3 млн пассажиров, то в 2020 году их число сократилось до 279,4 млн. Эта тенденция сохраняется и в текущем году: за 4 месяца услугами метро воспользовалось 85,1 млн пассажиров, тогда как в «докарантинные» времена за один месяц перевозилось до 40 млн.
Наземный транспорт тоже не загружен. В «Киевпасстрансе» заявили, что перевозки (автобус, трамвай и троллейбус) упали почти на 40%.
В предприятиях заявили, что сейчас существует угроза отключения электроэнергии, сокращения работников и задержки зарплаты, что в свою очередь приведет к транспортному коллапсу в столице.
«В Киеве серьезные вызовы относительно транспорта, так как он у нас дотационный. Чтобы он выходил в ноль, мы из бюджета Киева платим 2 млрд гривен ежегодно. Одновременно мы закупаем транспорт и увеличиваем зарплату. Могу сказать страшную цифру – себестоимость проезда в транспорте 15 гривен», – заявил в одном телеэфире мэр Киева Виталий Кличко.
Сегодня одна поезда в коммунальном транспорте стоит 8 гривен, но есть система скидок для владельцев транспортных карт. Тарифы на проезд не менялись с 2018 года. Вместе с тем частные перевозчики, чей парк приставлен маршрутками, в апреле уже подняли стоимость проезда до 10 гривен. Повышение затронуло пока 16 маршрутов. Надо сказать, что подорожание проезда в маршрутках всегда предвещает рост тарифов в коммунальном транспорте. Решение о стоимости проезда в нем принимается в КГГА. Но ему предшествует подготовка экономического обоснование от перевозчиков. Затем его изучают профильные департаменты, которые делают свои расчеты. Помимо этого, новые тарифы проходят общественные слушания.
Иными словами, на выходе может получиться совсем другой тариф, отличный от ожиданий перевозчиков.
«Поднять стоимость проезда до 21 гривны, как просят в подземке, не удастся. Это вызовет протесты. Думаю, проезд в киевском метрополитене подорожает на 2-4 гривны. Рост тарифов до 10-12 гривен произойдет этим летом. В КГГА на это согласятся. Им проще повысить тарифы на проезд, чем решать внутренние проблемы перевозчиков. Если повысят до 15 гривен, это будет политическое убийство для Кличко. Скорей всего, это будет то ли 10, то ли 12 гривен», — прогнозирует эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.
Требования метро и «Киевпасстранса» обоснованы, говорит директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко, указывая, что перевозчики, помимо прочего страдают от отсутствия компенсаций за проезд льготников.
«У нас есть государственные гарантии для отдельных категорий граждан, а это примерно 2,5 млн граждан, имеющих льготный проезд. И государство, к сожалению, не хочет давать деньги на компенсацию. В 2021 году приблизительная потребность в компенсации за льготный проезд составляет 6 млрд грн. Громады вместо того, чтобы вкладывать эти средства в образование, в здравоохранение, в соцзащиту, должны перенаправить их на компенсацию за льготную перевозку в электротранспорте или другом автотранспорте», — говорит эксперт Ассоциации городов Украины Назар Миколюк.
По мнению Александра Сергиенко, 21-25 гривен за проезд в Киеве, передоложенные транспортниками, большая цена и тут нужно искать компромисс.
«В любом случае, повышение тарифов – это неотложная потребность дня, иначе можно остаться без метрополитена», — сказал эксперт.
Экономист Александр Охрименко говорит, что подорожала не только электроэнергия, но и топливо, поэтому требования перевозчиков вполне прогнозируемы.
«Что касается цен на проезд в метро в Киеве, то это (рост до 21 гривны – прим. Ред.) вполне реально. Пример Кривого Рога, где решили полностью сделать бесплатным коммунальный транспорт, Киеву не светит», — считает экономист.
По мнению Вячеслава Коновалова, повышение стоимости проезда в общественном транспорте Киева поятнет за собой повышение проезда и в других городах Украины.
«С моей точки зрения, следующие города, которые повысят – это Одесса, Днепр, Харьков. Вопрос только в размере повышения», – отметил он.