Внимание мировой общественности сегодня снова приковано к региону Ближнего Востока. Точнее – к событиям на 52-й параллели, географически соединяющей Иран, Объединенные Арабские Эмираты и частично – Бахрейн, Катар и Саудовскую Аравию. На днях иранский патрульный катер, совершавший инспектирование нейтральных вод в Ормузском проливе, был атакован кораблем военно-морских сил США. Американцы сделали, по меньшей мере, десять предупредительных выстрелов в воздух и дважды выстрелили в сторону потенциального противника боевыми снарядами. Международные аналитики назвали эти действия «глупостью, способной привести к новой войне в Персидском заливе».
А вот здесь стоит вспомнить школьный курс географии. Ормузский пролив соединяет Персидский залив с Оманским заливом на северо-западе Аравийского моря. Образно выражаясь, это некий «шелковый путь» из Ирана в Оман и Катар. В начале восьмидесятых годов прошлого века в ходе ирано-иракской войны именно Тегеран лишился нескольких портов под Фао – стратегические базы были перенесены на восток к островам Киш и Ларек. В данный момент в пресловутых нейтральных водах курсируют корабли сразу трех государств – Омана, ОАЭ и США.
Команда последних допустила поистине роковую ошибку. «Без согласования с непосредственным руководством американский эсминец открыл огонь по простому катеру, — отмечает в комментарии ГолосUA арабский политический обозреватель Хасан аль-Дами. – И это ничего, что катер являлся военным судном: это судно не представляло опасности для тех же американцев. Складывается впечатление, что в данном случае речь идет о провокации».
Если, следуя логике эксперта, речь действительно идет о провокации, в данном случае официальному Тегерану на нее явно не стоит поддаваться. «Мы знаем, о чем идет речь: некоторые силы пытаются дестабилизировать обстановку в Персидском заливе и вынудить нас на ответные меры, — говорится в заявлении иранского правительства. – Этого не будет. Мы внимательно изучим сложившуюся ситуацию и по мере сил попытаемся избежать прямого противостояния».
Вероятно, прямого противостояния Тегерану избежать удастся. Не удастся избежать противостояния дипломатического. «Здесь налицо попытка Америки показать всему миру, что именно Вашингтон может и должен контролировать обстановку в том же Персидском заливе, — отметил европейский аналитик Кнут Берг. – Но этого не получится, поскольку Иран является мощнейшим региональным государством, имеющим ядерное оружие». Аналитик напомнил, что сегодняшний Иран с его потенциалом нельзя сравнивать с относительно слабым Ираком времен аннексии Кувейта.
В возможное противостояние США и Ирана в Персидском заливе наверняка вмешается главный союзник Вашингтона и главный противник Тегерана в Персидском заливе – Саудовская Аравия. Эр-Рияд, претендующий на политическое и экономическое господство в упомянутом регионе, планирует установить собственный протекторат над Катаром (блокада этой страны продолжается вот уже более двух месяцев) и южными островами Ирана. В свою очередь, султанат Оман готов вступить в региональный конфликт за полуостров Мусандам (на него претендует Иран).
На вопрос, возможна ли новая война в Персидском заливе, эксперты отвечают неоднозначно. «Сейчас любая провокация может возыметь эффект спички, зажженной у бочки с порохом, отмечает американский политический обозреватель Джереми Питтерс, — Цивилизованному сообществу остается лишь надеяться на здравый смысл президента США Дональда Трампа и его иранского коллеги Хасана Роухани. В данный момент могу сказать одно: война в регионе не нужна никому – от нее пострадают сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Но градус напряжения растет».