На референдуме в Греции, который проходил в воскресенье, 5 июля, правительство страны предложило гражданам ответить «да» или «нет» на вопрос, следует ли принять проект требований кредиторов, представленный Европейской комиссией (ЕК), Европейским Центробанком (ЕЦБ) и Международным валютным фондом (МВФ) 25 июня этого года. Большая часть греков высказалась против. Свое твердое «нет» сказали 61,31% избирателей, «да» — ответили 38,69%.
Многие политики и эксперты уже оценили итоги данного голосования как «начало конца еврозоны», «угрозу распада ЕС» и прочими, в основ политическими определениями. Практически никто не обратил внимание ни на природу возникшей задолженности греческого правительства, ни задавался вопросами об ответственности как греческих политиков так и руководства ЕК, ЕЦБ, МВФ в организации этого долга и его роста.
Экономический кризис в Греции начался не сегодня и не год назад. Уже почти 10 лет греческие правительства, подчиняясь требованиям кредиторов проводили социально-экономическую политику, которая приводила все к большему росту задолженности перед кредиторами. Следовательно, основной задачей ЕК, ЕЦБ и МВФ было увеличение греческих долгов и доведение страны до дефолта.
Вот только до победы социалистов на выборах в Греции было не на кого списать… нет, не свои ошибки, а ответственность за результаты проводимой политики, направленной на резкое снижение социальных гарантий. Греция не повезло. Она была полигоном, на котором отрабатывались элементы неолиберальной соц-экономической модели – со снижением социальных расходов государства, уменьшением социальной ответственности бизнеса, уменьшением объемов и количества социальных гарантий и т.д.
Победа социалистов на выборах, как естественный результат провала почти десятилетия политики разных правительств (проводимой под диктовку ЕК, ЕЦБ и МВФ), категорически не устраивала ни частных ни государственных кредиторов Греции. Возможный успех Ципраса в переговорах по реструктуризации долгов означал бы признание провала тех «реформ», которые пытались внедрить в Греции под видом «оздоровления экономики». И… кредиторы заняли непримиримую позицию, отказавшись списывать или реструктуризировать долги. В частности, член совета управляющих ЕЦБ Кристиана Нуайе заявила, что греческий долг перед ЕЦБ не может быть реструктуризирован по определению, поскольку это будет денежным финансированием государства. При этом «евробанкирша» как-то упустила из виду тот факт, что предоставление кредитов ЕЦБ греческому правительству и было финансированием государства и без этих кредитов – значительной части долга Греции просто не было бы. Так же она забыла упомянуть о том, что большая часть греческого долга носит на 100% виртуальный характер, так как ЕЦБ, являясь эмитентом евро, предоставлял новые займы для погашения старых – не тратя на это ни копейки, точнее — евроцента. Схема проста, как валенок: Греция вроде бы получала новый кредит и тут же возвращала его в погашение процентов по старому, но так как физически деньги никуда из ЕЦБ не уходили и в Грецию не приходили, все проводки шли «на бумаге». Вот только долг Греции – рос. Между прочим, в Украине с получаемым кредитами от международных организаций, происходит примерно то же.
Именно в силу виртуальности греческого долга, дефолт по внешним обязательства не только не приведет к потерям кредиторов, а еще и позволит сделать товары из ЕС более конкурентоспособными на мировом рынке из-за ослабления курса евро, вызванного политическими причинами, провоцирующими панические настроения на биржах. Единственные, кто реально пострадают, это частные кредиторы – держатели греческих бумаг. Но это естественная плата за риск вложений в нестабильные экономики.
Проведенный в Греции референдум не был ни первым ни уникальным. В 2010 году, в Исландии, был проведен аналогичный по сути референдум с еще более жесткими последствиями для кредиторов. Тогда, 93% исландцев отказались оплачивать из бюджета долги банков перед иностранными кредиторами, не смотря на то, что заключение соглашения об этих выплатах являлось условием предоставления Исландии новых кредитов Международного валютного фонда (МВФ).
Украинское правительство сейчас ведет переговоры о реструктуризации части внешней задолженности также по указанию МВФ. Причем, именно той части, которая касается частных кредиторов. И Украине предлагают те же самые рецепты по «выходу из экономического кризиса», что и Греции – сокращение социальных расходов, замораживание социальных стандартов, повышение пенсионного возраста и т.д. Безусловно, результат в скором времени будет точно такой же как и у греков – рост долгов, народные волнения, социалисты или радикалы в парламенте и дефолт.
Не уверен, что такого развития событий удастся избежать, если украинское правительство продолжит свои «реформы», которые уже привели к девальвации национальной валюты на 200%, инфляции свыше 40%, падению доходов населения на четверть и росту коммунальных тарифов в три и более раз.