Украина проходит испытание «гриппом». Его основные признаки: граждане научились шить марлевые повязки на дому, знают разницу между «Арбидолом» и «Амизоном», аптеки перешли на круглосуточный режим, а между парламентом и президентом идет жесткая борьба за «гриппозный миллион» — средства, которые Верховная Рада требует из бюджета для борьбы с эпидемией. При этом, если верить статистике, ничего сверхъестественного не происходит: количество загрипповавших людей в нынешнем году не превышает показателей 2008 года. Почему же такая паника, отмена митингов и собраний, вмиг взлетевшие цены на лекарства? Дело в том, что в Украине — эпидемия олигархического гриппа, и этот вирус проник во все сферы жизни. Официально в нашей стране полмиллиона наркоманов. Почему никто не бьет во все колола по поводу того, что молодое поколение гибнет от наркоты? В Украине пандемия туберкулеза, и чем быстрей беднеют люди, тем наглей становится болезнь: Украина занимает «почетное» второе место в Европе по количеству заболевших чахоткой. Каждый час в Украине один человек умирает от ТБЦ, за последние пять лет заболеваемость выросла в три раза! Однако, правительство не спешит разгружать «Изониазид» перед телекамерами. Отчего? Попробуем разобраться.
Вариант первый: политический.
Уже всем очевидно, что эпидемия гриппа и президентские выборы тесно связаны. Болезнь и пиар, как ни цинично это звучит, оказались тесно связанными. Селекторные совещания Кабмина, срочные заседания Совета национальной безопасности и обороны, на которых обсуждаются планы спасения от гриппа очень «успокаивают» людей. Все в панике бегут в аптеку, из которых «вымели» все запасы. Включаешь телевизор: там сводки с «гриппозного фронта»: столько-то умерли, так-то вскрыли… Количество погибших растет. Начинают распространятся слухи о легочной чуме и вирусах-мутантах, которым не страшен никакой «Арбидол». Срочно выясняется, что Богословская, Тимошенко и даже Тягнибок являются специалистами в области вирусологии.
На фоне таких «страшилок» не то что голосовать — жить не хочется. Идет целенаправленное манипулирование общественным сознанием: «Человек в маске» крайне легко поддается панике, и ему можно «вбить в голову» все что угодно. Самая примитивная установка: «Ющенко лично отвечает за каждого умершего украинца, потому что не выделил средства на борьбу с гриппом». После этого у нынешнего Президента вряд ли увеличиться число сторонников… Но и это еще не все. Митинги и собрания по все стране отменили. Поэтому, те кандидаты, которые не имеют доступа к телевизионным «кнопкам» фактически оказались ограничены в правах.
Общаться полноценно с избирателем (через теле- и радиоэфир) могут только три-четыре кандидата в президенты. Естественно, из числа представителей крупного капитала. Так получилось — как бы случайно. С людьми в регионах Янукович, Тимошенко, Яценюк, Ющенко общаться просто бояться. Поэтому показательная демонстрация любви к народу на безопасном расстоянии для них в самый раз. И о неудобных вопросов они защищены: кто ж их тебе «в телевизор» задаст? Кроме того, эпидемия гриппа — отличный повод закрыть на карантин три-четыре области на Западе Украины и там «бодяжить» с избирательными бюллетнями.
Вариант второй: экспериментальный
Эпидемия гриппа показала, что украинская фармацевтика — это такой же миф, как «дешевый хлеб», « бесплатная медицина» или социальные гарантии пенсионерам. Стыдно сказать, но Президент вынужден был выпрашивать марлю и пипетки в Словакии и Албании… Однако, Индия и Швейцария «подсуетились». В результате в Украину доставили спецгруз «Тамифлю», который лично Премьер принимала ночью в «Борисполе», а запасники Минздрава пополнились «вакциной от гриппа» и представители ВОЗ начали советовать всем немедленно прививаться, хотя в разгар болезни это строго запрещено.
Кстати, интересно, что вылечивающий от «свиного гриппа» «Тамифлю» в Украине стоит в три раза дешевле, чем аналогичный препарат в Германии ( 140 у.е.) или США ( 200 у.е.). Почему же Украине такие преференции? Все очень просто: препарат этот проходит стадию разработки, и далеко не все известно о его «полезных» свойствах. А вот о побочных явлениях известно многое: склонность к суициду, возможность развития инсульта, аллергические реакции. « На нас, как на папуасах ставят эксперименты иностранные вирусологи, предлагая странам третьего мира препараты от свиного гриппа по крайне низкой цене. Сюда же, в Украину, почти даром направляют вакцину, от которой умирают дети», — уверен народный депутат, лидер Компартии Петр Симоненко. Он также рассказал, что в Германии ему препарат не продали: только по рекомендации и рецепту врача! У нас же роль рекламных распространителей «лекарств от гриппа» взяла на себя Юлия Тимошенко и новый глава Министерства иностранных дел Петр Порошенко. Их дети не лечатся в Украине. Дочь Тимошенко Евгения с началом эпидемии уехала в Англию, например.
Вариант третий: финансовый
Фармацевтика — это та отрасль, которая больше всех нажилась на панике с гриппом. Судите сами: если в 2004-м году люди купили лекарств на 4,4 миллиарда гривен, то в 2007-м- уже на 12 миллиардов. А Петр Симоненко уверяет, что только за две недели «паники-2009» украинцы скупили лекарств на 2,5 миллиарда гривен. На данный момент в Украине работает 11,2 тысячи аптек, из них в государственной и коммунальной собственности: всего 2.600. А есть еще 6 тысяч частных аптечных киосков и палаток. Так что, сделайте выводы о том, куда пошла прибыль. Подсказка: явно не в госбюджет.
Президент Ющенко также наложил вето на закон о моратории на повышение цен на лекарства, который предложили коммунисты и за который проголосовал парламент. Предполагалось, что этот закон поставит заслон спекуляции на медикаментах, особенно очевидной в период эпидемии гриппа, когда обычная марлевая маска стоила 10 гривен, а за упаковку оксолиновой мази дельцы просили в 20 раз дороже ее стоимости. Банальный «Амизон», который еще вчера стоил 23 гривны, сегодня уже красуется на прилавках за.. 43 гривны упаковка. Вот уж точно: кому война, а кому мать родна… Опять же, нельзя упускать из внимания тот факт, что зять нынешнего главы государства Алексей Хахлев ( муж Виталины Ющенко) имеет непосредственное отношение к фармацевтическому бизнесу. Возможно, прибыль пойдет на «раскрутку» непопулярного ныне бренда «Виктор Ющенко»? За счет здоровья людей, о которых так заботятся все кандидаты в президенты.
Вывод очевиден: грипп-паника, которую запустили технологи для проверок «механизма страха», оказалась более беспощадной и выявила катастрофу в отечественном здравоохранении. Украинская фармацевтика, которая перешла в частную собственность, практически уничтожена. За аспирином скоро придется ездить в Швейцарию. 20 фармацевтических заводов Украины «лежат» или дышат на ладан, едва обеспечивая потребности медицины в самых необходимых и примитивных препаратах. Если ситуация будет и дальше оставаться на том же уровне, и медицина будет «коммерцилиазирована» полностью, то выживут только те 100 семей, что сегодня владеют 2/3 украинской собственности.
Необходимо вернуть фармацевтику под государственный контроль, а аптечную сеть сделать государственной хотя бы наполовину, что позволит защитить от ценового цунами на лекарства малообеспеченные категории граждан. Вообще, речь идет не о частных преобразованиях: украинская медицина нуждается в капитальном ремонте. А как иначе, если тому же «Блоку левых сил» пришлось отдать весь партийный транспорт для оказания медицинской помощи сельским жителям: ведь там о машинах «Скорой помощи» давно пришлось забыть, как и о фельдшерских пунктах, и об аптеках. В 60% сел нет фельдшера или медсестры! А врач «Скорой» узнав о вызове в отдаленный район, первым делом спрашивает, оплатят ли бензин и амортизацию?
Однако, в «старые добрые времена» о которых либеральные правители новой Украины вспоминают морщась, система здравоохранения работала на порядок лучше. А что сегодня? Бюджетные расходы увеличились в четыре раза (за последние 5 лет), но при этом потребление людьми лекарств увеличилось втрое, а смертность выросла на 2 процента. Видимо потому, что основные «нагрузки» по решению проблем здравоохранения государство переложило на плечи местных бюджетов: именно они выделяют 80% средств на наше с вами лечение. А там, сами понимаете, негусто. При таком подходе коррупция неизбежна.
Но для того чтобы бороться с коррупцией в медицине, прежде всего, необходимы государственный контроль финансовых потоков, достойная зарплата медиков, социальные гарантии для них, и сокращение количества чиновников «от медицины». Главные принципы – здравоохранение должно быть доступным для всех, высокопрофессиональным и профилактическим. />
Но что важней всего: для такой реформы системы здравоохранения необходима политическая воля, необходим четкий план действий, однако никто пока не спешит взять на себя это бремя. Тот же Арсений Яценюк пишет на бордах, что «Украине нужны здоровые люди», но не пишет где их взять. При этом все очень любят ссылаться на опыт европейских стран, где медицина платная. Дескать, необходимо развивать систему медстрахования, постепенно переходить на платную медицину. Хотя не секрет, что мы давно уже платим за все — начиная от рентгенснимка и заканчивая операционным вмешательством. Поэтому призывы изменить систему финансирования здравоохранения и все тут же улучшится — откровенное вранье, как и в случае с эпидемией гриппа. Потому что, в той же Великобритании Национальная служба здравоохранения финансируется из госбюджета и является полностью бесплатной. В Швеции медицина тоже бесплатная… Но об этом кандидаты в президенты стараются не вспоминать. Гораздо легче «кивать» на «прогнившую систему здравоохранения, доставшуюся нам в наследство от СССР» и обещать, обещать, обещать…