Андрей Кислов
06:00 18/04/2017

Гройсман хочет закабалить украинцев, отменив законы УССР

Под видом борьбы с «советчиной» власти стремятся аннулировать социальные гарантии граждан – полагают эксперты. Законы УССР хотят отменить, не приняв новых законов. Не исключено, что пытаются обойти конституционную норму, запрещающую сужение существующих прав…

«Отменить Украину»

Кабмин во главе с премьер-министром Владимиром Гройсманом поддержал разработанный Министерством юстиции законопроект, который отменяет все нормативно-правовые акты времен Советского Союза и постановил направить документ на рассмотрение в Верховную Раду. Министр юстиции Павел Петренко заявил: «Сейчас мы делаем последний шаг в борьбе с «советчиной» в правовой системе нашего государства».

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник напомнил, что Украина является правопреемником УССР и сотни нормативно-правовых международных договоров, включая создание ООН, приняты органами власти УССР.

«Кроме того, нельзя забывать о решении правительства Украины о включении ее западной части в состав республики. Получается, что Минюст собрался отменить саму Украину, если следовать заявлению министра юстиции», — отметил он.

В базе законодательства Верховной Рады числятся 465 документов, принятых Верховным Советом УССР. Действуют около 70 нормативных актов УССР.  Пока, законы Украинской ССР и другие акты, принятые УССР действуют, если  не противоречат законам Украины, принятым после провозглашения независимости.

Так, действующий Кодекс законов о труде, который регулирует трудовые отношения в Украине, принят еще в 1971 году. Жилищный кодекс, принят в 1983 году, кодекс об административных правонарушениях  действует с 1984 года.

Кроме того, как указывают парламентские юристы, ряд советских законов действует с изменениями и дополнениями, внесенными уже при независимости.  Если эти законы потеряют силу, это приведет к пробелам в регулировании социальных отношений – предупреждает глава научно-экспертного управления Верховной Рады Василий Борденюг.

Но министр юстиции Павел Петренко непреклонен. Он планирует, что в течение 6 месяцев прекратят свое действие все подзаконные акты министерств, ведомств, комиссий и президиумов, которые принимались до независимости. В течение 1 года прекращают действие все законы УССР, которые ныне действуют на территории Украины.

По мнению министра Петренко, 1 года вполне достаточно для разработки нормативно-правовой базы, которая должна заменить отмененное законодательство. Никаких исключений он не указал, заявив: «Данный закон мы сразу направим в парламент и попросим депутатов, чтобы они уже в мае проголосовали за этот документ», — сказал министр юстиции.

Таким образом, к маю будущего года Верховная Рада обязана принять новые кодексы и законы.  Однако, эксперты отмечают низкую производительность законотворческой работы парламента. Координатор организации "Опора" Ольга Айвазовская, констатировала, что лишь 11% законопроектов из зарегистрированных в течение двух лет (2014-2016) стали законами.

Ранее отмечалось, что если на пленарной неделе повестка дня состоит из 100-150 законопроектов, принимается только 30. А большинство зарегистрированных проектов просто не имеют шансов быть рассмотренными в обозримом будущем. Значит, до принятия новых законов на замену советским дело дойдет не скоро.

Новое крепостное право

Но зачем отменять старые законы, не приняв новые? Не исключено, что власти пытаются обойти ст. 22 Конституции, которая гласит: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».

Сейчас  Верховная Рада готовится принять новый Трудовой кодекс взамен старого «советского».  Новый КЗоТ ограничит права работников, расширив до максимума полномочия работодателей. В нем сужается роль профсоюзов, расширяются возможности увольнений и слежки за работниками.

По словам эксперта по вопросам социальной политики Андрея Павловского, новый КЗоТ фактически приведет к закрепощению украинских рабочих.

«Все, что касается сужения взаимоотношений между работодателями и работниками является дискриминационными нормами в отношении работающих людей. Ведь они прямо нарушают 22 статью Конституции Украины, запрещающую сужать ныне действующие социальные права граждан», — отмечает он.

А что если существующий КЗоТ будет отменен? Что если будут отменены законы, гарантирующие жилищные нормы, пенсии инвалидам, льготы чернобыльцам и т.д.  Сужать будет нечего. И у законодателей будут развязаны руки для принятия любых антисоциальных норм в пользу олигархов.

Недаром министр юстиции Павел Петренко сетует, что, пока, дескать, в законодательстве осталось много «советчины», которая создает преграды для бизнеса.

Приоритеты

Аналогичный законопроект зарегистрировали в мае прошлого года полтора десятка народных депутатов. До его рассмотрения дело не дошло, но научно-экспертное управление парламента уже вынесло вердикт: было бы целесообразнее отменять законодательные акты принятые Верховной Радой УССР по мере принятия новых законов.

Депутаты в отличие от министра предлагали отменить все советские правовые акты, кроме Жилищного кодекса УССР, Кодекса Украины об административных правонарушениях и Кодекса законов о труде и ряда социальных законов.

То есть сначала предполагалось принятие новых кодексов и новых законов. Таких как: «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании», «О защите прав потребителей», «О свободе совести и религиозных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», «О внешнеэкономической деятельности», «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве».

Парламентские юристы тогда отмечали, что список неполон. Как пример, приводили законы УССР «Об индексации денежных доходов населения», «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» и др.

Примечательно, что в первом варианте законопроекта, нардепы забыли сохранить в силе Декларацию о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 и Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года. То, что эти документы должны остаться  в силе, народные избранники дописали позже — в доработанном варианте законопроекта.

Читайте также по теме