Возвращение 12-ти зимовщиков из антарктической станции «Академик Вернадский» и доставка 20-й дежурной экспедиции полярников в Антарктиду были под угрозой срыва – в госбюджете не хватало средств на фрахт судна ледового класса. Полярников услышали и Кабмин выделил деньги. Но этих средств достаточно только на поддержание рабочего состояния станции, говорить о развитии не приходится. Чтобы сохранить станцию самоотверженные полярники были готовы остаться в Антарктиде в течение всего следующего года. Но вторая зимовка подряд без пополнения запасов невозможна — продуктов и дизтоплива для отопления станции осталось до марта.
Проблемы с финансированием
В Государственной целевой научно-технической программе проведения исследований в Антарктике прописано финансирование на 10 лет вперед. Например, на 2015 год в Госбюджете на нее было предусмотрено около 26,9 млн грн. Но авторы финансового плана не учли колебания валютного курса. К тому же, 80% всех затрат на каждую экспедицию приходится на транспортировку и смежные с ней закупки. «На фрахтование судна и другие «ненаучные» закупки НАНЦ в 2014 году потратил более 20 млн грн. Тогда курс гривны к доллару был на уровне 8 грн. На сегодня аналогичные расходы оцениваются уже более 40 млн грн», — рассказал директор Национального антарктического научного центра, участник трех украинских экспедиций Валерий Литвинов.
Найти и договориться с нужным судном, а также провести необходимые закупки необходимо в течение ближайших месяцев — иначе не успеть к началу суровой антарктической зимы. «Если немедленно не решить вопрос финансирования, то наших полярников будут вынуждены эвакуировать случайными кораблями из Антарктиды. При этом мы потеряем статус антарктического государства. Мы не сможем законсервировать станцию, потому что она станет источником экологической опасности. И как следствие — Украина подвергнется большим санкциям мирового сообщества», — заявил заместитель министра образования и науки Максим Стриха.
В связи с нагнетающей ситуацией вокруг станции к журналистам обратились родственники украинских полярников и СМИ вовремя забили тревогу. Вследствие этого правительство увеличило годовое финансирование станции до 37,3 млн грн. «Если бы этого не произошло, ситуация могла обернуться бедствием: полярники остались бы на второй год без топлива и продовольствия. Так можно было и станцию погубить, и людей. Выделенных средств достаточно, чтобы зафрахтовать судно ледового класса, забрать из Антарктиды действующую экспедицию и доставить туда следующую, двадцатую, со всеми необходимыми запасами. А то, что останется, пойдет на зарплаты. Хватит далеко не на все, но антарктическая ротация – приоритет», — подчеркнул В. Литвинов.
Кстати, стоимость закупки судна со всем продовольствием обойдется около 1 млн 350 евро, то есть, где-то 25 млн грн, в зависимости от фирмы. Но есть ли в Украине технологии, чтобы построить собственное судно? В свое время Украина имела сразу два экспедиционных судна ледового класса, которые получила в наследство от СССР: «Эрнст Кренкель» и «Горизонт», которые базировались в Севастополе и Одессе. Но плыть с украинских берегов до Антарктиды, во-первых — долго, а во-вторых – очень затратно. От Украины до станции «Академик Вернадский» — 15 тыс км. Плавание длится ориентировочно 100 суток — по 40 дней туда и обратно плюс 20 суток у Антарктиды.
«Еще необходимо учесть заходы в порты, заправку водой, горючим, услуги лоцмана и экипажа. Притом, в процессе похода может что-то произойти: то двигатель сломается, то пробоину корабль получит. Наше собственное судно должно быть многоцелевым, например, использоваться для рыбной ловли. Таким образом, прилетая в порт Ушуая в Аргентине, моряки, ловившие рыбу, сделают перерыв в течении 10 дней и как раз за это время полярников отвезут на станцию», — уточнил В. Литвинов.
Собственное эксплуатационное судно готов сделать киевский завод «Ленинская кузница», но для этого нужен государственный заказ и деньги.
Не хватало еще Антарктиду потерять!
О неуверенности с финансированием следующей, 20-й украинской антарктической миссии, которая должна забрать зимовщиков домой, на станции знают, но не паникуют. Напротив, полярники держатся молодцом и с юмором. Некоторые из них по собственной инициативе, ради спасения станции, готовы остаться на второй год. «Мы готовы бороться за нашу станцию. Если придётся остаться – останемся. Есть такое слово «НАДО»! В крайнем случае, мы потребуем доставки наших жён. Сохранение станции напрямую зависит от заинтересованности руководства страны. Если мы хотим видеть Украину с научным потенциалом, представленную на шестом континенте – станцию необходимо сберечь», — уверенны полярники.
Кроме того, зимовщикам предлагали письменно обратиться к Президенту, но они отказались. «Просить нам не позволяет наша честь и гордость. У нас здесь действительно всё хорошо и проблемы с финансированием нам отсюда не видны. Мы просто делаем свою работу», — говорят зимовщики из 19-й экспедиции. Кстати, продукты и топливо на станцию завозят за один раз, когда происходит ротация зимовщиков: горючее перекачивают в баки, им питаются дизельгенераторы, которые в свою очередь, вырабатывают электричество для научного оборудования. За месяц израсходуется порядка 10-12 тыс. тонн топлива, за год «уходит» около 130 тыс. тонн.
Кроме того, на станции закончились свежие фрукты и овощи, в частности, не хватает витаминов: капусты и лука. «По крайней мере, до пересменки основного ассортимента продуктов должно хватить. С мясом – полный порядок, вот только овощей нету – закончились. А вот сладкое, говорят, еще немного есть. В сезон, летом до станции курсируют разные суда. С ними можно доставлять продовольствие, закупленное, например, в Аргентине, в порте Ушуайе. Рыбу тоже можно готовить или сделать из нее таранку», — рассказывают родственники полярников.
Пропасть продуктам зимовщики не дают: если капуста и мясо начинают портиться, они тут же его засаливают. «У наших полярников перечень продуктов, который утвержден для моряков-подводников: сыры, рыба, икра. Один из зимовщиков как–то сказал, что за всю свою жизнь не съел столько сырокопченой колбасы, как за один год зимовки», — улыбается В. Литвинов.
Табу на консервацию станции
Благодаря «Академику Вернадскому» Украина входит в 29 из 130 стран, имеющих право голоса и вето при международных решениях касающихся Антарктиды. Это позволит в будущем претендовать на часть стратегических ресурсов: континент очень богат на нефть, газ, уголь, золото, свинец и другие драгоценные металлы. Кроме того, на сегодняшний день, Украина имеет там свою квоту на вылов рыбы и криля. «Эта станция – кладовая на будущее, поэтому уходить оттуда нам ни в коем случае нельзя. Только представьте, что вся эта огромная техногенная структура не будет работать. Мы вывозим оттуда отходы нашей жизнедеятельности, сортируем, сдаем, платим за это деньги. Если оставить станцию бесхозной — все будет разваливаться и нарушать окружающую среду. А это самый позорный и скандальный вариант», — заявил В. Литвинов.
В НАНЦ добавляют, что консервация станции также требует значительных средств, поэтому этот вариант вообще не рассматривается. «Я всегда говорил, что нехватка денег может привести к катастрофе, но никогда не допускал консервацию станции», — сказал директор НАНЦ. Кстати, недавно на станцию прибыл ледокол «Protector» с англичанами, которые прибыли с инспекционной проверкой. Они пробыли на острове 5 часов, проверили все содержимое и остались довольными.
Мизерные зарплаты полярников
Зарплата украинских полярников остается одной из самых низких в Антарктиде. Напомним, в составе 19-й украинской экспедиции: 3 геофизика, 2 биолога, 2 метеоролога, а также врач, повар, системный администратор, механик-дизелист, а также зимовавший в Антарктиде уже не один раз начальник станции 51-летний Станислав Недогибченко. Научные сотрудники получают ставку, которая закреплена за их институтом: около 2 500 или 3 тыс грн, плюс ежедневные надбавки, а оклад технического персонала — еще меньше. «Научные сотрудники остаются в штате своих институтов по согласованию с их руководством. За ними сохраняется место работы, средний заработок, а Антарктический центр выплачивает им посуточно полевое обеспечение — это порядка 300 грн в сутки, что в 12 раз больше, чем в Украине. Но с этого еще высчитывается по 100 гривен в день за питание. У технического персонала, которых мы нанимаем в штат: механика, повара, доктора, сисадмина, оклады еще меньше, чем у научного персонала. Зарплаты очень хочется поднять, но до этого не доходит: одни проблемы сменяют другие. А сейчас – тем более», — отмечает директор НАНЦ.
Дата смены ротации будет определяться после заключения договора с победителями тендера судна ледового класса. Скорее всего, это произойдет в конец марта – в начале апреля. Но затягивать с этим нельзя, поскольку близится антарктическая зима и скоро начнет формироваться лед. «Март – это конец туристического сезона и, может, судно, которое освобождается от перевозки туристов, и будет зафрахтовано», — отметил В. Литвинов.
Как и в прошлый раз, проводить масштабную научную деятельность в Антарктиде будет 12 человек. В лучшие времена на станции «Академик Вернадский» зимовало 15 полярников, но из-за финансовых трудностей бывали и экспедиции в составе 10 членов. В первую очередь, научные работники будут проводить климатический мониторинг, наблюдать за озоновой дырой над Антарктидой, исследовать залежи полезных ископаемых и изменения магнитного поля Земли, а также изучать флору и фауну шестого континента. Без этих исследований наша страна может потерять антарктический статус, как недавно потеряла Крым…