Химпром будет жить по закону

Верховная Рада приняла Закон, предусматривающий комплекс мер, направленных на поддержку химической отрасли в условиях кризиса. Впрочем, преференции, обещаемые документом, получат отнюдь не все «химики», а только те, которые активно займутся модернизацией производства. И, поскольку все подобные инвестпрограммы предполагают наличие доступной кредитной базы, которая в нынешней ситуации почти напрочь отсутствует, аналитики считают данный документ в значительной мере утопичным.

В конце марта Верховная Рада Украины приняла Закон «О способах государственной поддержки и регулирования развития производства минеральных удобрений в Украине», направленный на обеспечение условий выживания и развития отечественного химпрома в условиях глобального кризиса. В частности, документ предусматривает введение механизма льготного формирования цены на газ, электроэнергию и тарифов на железнодорожные перевозки, а также – ряд преференций в сфере получения услуг по обработке грузов в портах Украины.

При этом законом также зафиксирован и ряд условий, на которых представители химической промышленности смогут воспользоваться данными преимуществами. Так, для того, чтобы претендовать на какие-либо льготы, химические компании должны будут утвердить в Кабинете министров специально разработанные инвестиционные программы, осуществление которых обеспечит радикальную модернизацию производства. То есть – начать активное внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. />  
Напомним, что к доработке принятого в первом чтении еще осенью 2007 года проекта закона о стимулировании производства минеральных удобрений в Украине комитет Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства приступил еще в конце ноября минувшего года, рассматривая данный документ как способ «оперативного закрепления путей выхода отрасли из кризиса на законодательном уровне». Предполагалось, что специально созданная для этого рабочая группа внесет в существующий законопроект ряд положений Меморандума о взаимопонимании, подписанного правительством и представителями отрасли 17 ноября.

В отличие от ныне вступившего в силу закона, данный документ предполагал введение льготных тарифов на продукцию и услуги государственных монополий – природный газ, электроэнергию, грузоперевозки, без выполнения каких-либо дополнительных условий со стороны самих «химиков». Однако при этом он предусматривал ряд стимулов, обеспечивающих более широкий круг возможностей для химических компаний в области модернизации производства. Речь шла о снижении налога на прибыль до 20% в случае ее реинвестирования на покупку основных фондов III группы, о дополнении перечня и увеличении объемов энергосберегающих материалов и оборудования, освобождаемых от уплаты ввозных пошлин, и, наконец, об увеличении срока возврата валютной выручки для химпредприятий до 360 дней при заказе энергосберегающего импортного оборудования. Более того, по условиям Меморандума правительство взяло на себя обязательства направить часть кредитных ресурсов, привлекаемых у международных финансовых институтов, на льготное кредитование химических предприятий, то есть – предоставлять им финансовые ресурсы по минимальным процентным ставкам.

И, наконец, правительство заявляло о том, что непременно разработает и введет в действие эффективные механизма взаимоотношений «химиков» и аграриев, как основных потребителей продукции химпрома. В частности, речь шла об обеспечении дополнительного финансирования на 2009 год в рамках госбюджета аграрных программ, предусматривающих закупку и использование минеральных удобрений отечественного производства, а также – о разработке и реализации баланса производства и потребления минеральных удобрений отечественного производства.

Тем не менее, львиная доля изложенных в Меморандуме деклараций осталась за рамками принятого закона, равно как и тот комплекс условий, который мог бы наполнить реальностью предусмотренные в нем нормы. Как констатирует президент Союза химиков Алексей Голубов, на сегодня главной проблемой химической отрасли, равно как и всего реального сектора экономики Украины, остается недоступность кредитных ресурсов. Именно это, отмечает эксперт, и тормозит столь необходимую модернизацию. Ведь, несмотря на обещания правительства, в период кризиса кредиты дешевле не стали, и даже наоборот – процентные ставки выросли до 28%. Этот же фактор, по словам г-на Голубова, блокирует и отношения «химиков» и аграриев, поскольку последние не располагают средствами на закупки минеральных удобрений, а те, в свою очередь, не могут реализовать свою продукцию даже по ценам ниже ее себестоимости.

Аналогичную точку зрения высказывает и аналитик компании «Ренессанс Капитал» Ринат Кирдин, по мнению которого ставить получение льгот, необходимых для выживания отрасли, в зависимость от ее модернизации как раз в тот период, когда она наиболее проблематична из-за отсутствия кредитной базы, значит вести ее в тупик. Подобный документ, как считает г-н Кирдин, был бы уместен в до- или послекризисные времена, а сейчас, для того, чтобы он работал, его следовало бы дополнить и рядом норм о предоставлении льготного кредитования. Тем не менее, авторы Закона, в частности, председатель Комитета по вопросам промышленной и политики и предпринимательства Наталья Королевская, уверены, что он «поможет отрасли с минимальными потерями выйти из кризиса, сохранить производство на уровне докризисных показателей, рабочие места и гарантии по социальным выплатам».

 

Читайте также по теме