Накануне в ходе своего однодневного визита в Анкару президент России Владимир Путин весьма оригинальным образом прокомментировал отказ официальной Софии от строительства газопровода «Южный поток» на болгарской территории. По словам главы российского государства, Москва, «услышав пожелание Болгарии, руководимой Еврокомиссией, в свою очередь, прекращает все работы по данному проекту». Взамен РФ не только увеличит транзит энергоносителей в соседнюю Турцию по так называемому «Голубому потоку», но и построит новый газопровод до Стамбула. «На этом мы только выиграем», — сказал Путин. Международные аналитики вынуждены признать его правоту.
В сущности, с многострадальным «Южным потоком» Москва, если так можно выразиться, «попрощалась» еще около полугода назад, когда после фактической аннексии Крыма Евросоюз призвал Болгарию и Сербию отказаться от российской газовой трубы, идущей в обход Украины. В данном контексте у Белграда, как главного исторического союзника Кремля, было явное преимущество: сербы заявили, что решат этот вопрос лишь после обнародования позиции Софии (Болгария была первой страной, «встречавшей» газопровод). Сама же София колебалась – государство испытывает крайнюю нужду в газе, и именно российское топливо могло спасти ее от энергетического коллапса, но Брюссель настаивал на полном разрыве связей с Москвой в этой отрасли. В итоге сначала проект был заморожен, а в конце ноября болгарский президент Росен Плевнелиев заявил, что его страна не нуждается в услугах РФ.
«В этом нет ничего страшного, — патетически заявил Путин, обсуждая сложившуюся ситуацию с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, — В конце концов, всегда найдется альтернатива». Похоже, альтернатива нашлась. Выражаясь сухим языком дипломатических документов, турецкая сторона выразила крайнюю заинтересованность в увеличении поставок в Турцию российского газа по уже существующему трубопроводу «Голубой поток». Предполагается, что в ближайшее время пресловутые поставки возрастут на 3 миллиарда кубометров, а цены на сырье для турок будет снижена приблизительно на 10%. А к середине будущего года Россия может приступить к укладке новой трубы в районе морской зоны Турции.
А вот это уже интересно. И прежде всего, интересно Москве. Все дело в том, что Турция не имплементировала положения Третьего «энергетического пакета», запрещающего РФ повышать цены на газ для Украины, а, следовательно, не разделила идею «газовых санкций» Объединенной Европы против России. Таким образом, сама Анкара может стать некоей «газовой перевалочной базой» в сфере энергетики: «голубое топливо» в Турецкую республику поставляют Азербайджан и Иран. РФ может довольно органично вписаться в этот конгломерат и по уже существующим каналам Баку и Тегерана направлять свои носители в Европу. Опять-таки – в обход Украины. «Даже в случае снижения мировых цен на газ Москва сможет компенсировать возможные потери за счет новых рынков сбыта», — констатировал в комментарии корреспонденту ГолосUAевропейский экономист Магне Олавссон.
Но главное не в этом. В разрезе политической составляющей Россия в лице того же Путина наглядно демонстрирует всему миру, что самые жесткие санкции, введенные против Москвы Брюсселем и Вашингтоном, предполагаемого больного удара Кремлю не нанесли. Скорее, наоборот – отныне, реализовав свое желание поставлять в Европу газ, минуя Украину, Кремль может диктовать упомянутой Европе собственные энергетические условия. Ни для кого не секрет, что ни Азербайджан, ни тем более Иран не станут активно контактировать с ЕС в этой отрасли. А ведь, судя по прогнозам синоптиков, европейскую часть континента ждет довольно-таки суровая зима.
«Фактически, РФ сделала ход конем, — отметила ГолосUAнемецкий обозреватель Хайке Брунсвик. – Найдена альтернатива «Южному потоку», есть возможность продемонстрировать Европе свою силу и, в конце концов, показать действующим украинским властям, что Киев был и будет в определенной степени зависеть от российского топлива. Особенно, если последнее можно пустить в обход Украины».
В этой связи в западной прессе уже появились комментарии на манер «Путин снова перехитрил всех» и «Мы снова ничего не можем поделать с Москвой». И такие комментарии отнюдь не лишены смысла.