Холодный Яр хочет стать национальным природным парком
color="#000000">
size="2">Холодный Яр — это не только реликтовый массив на Черкасщине, имеющий историческое и природоохранное значение. По количеству уникальных археологических и исторических объектов урочище занимает первое место в Украине. Что сейчас происходит в Холодном Яру и какие проблемы беспокоят его жителей? В этом попытался разобраться корреспондент агентства «ГолосUA».
color="#000000">
size="2">Паломничество к дубу и … корчме
color="#000000">
size="2">Едва ли не главной достопримечательностью Холодного Яра является Дуб Максима Зализняка.
color="#000000">
size="2">Ученые утверждают, что дерево-долгожитель растет на хуторе Буда не менше 1100 лет и является патриархом украинских лесов.
color="#000000">
size="2">Под его ветвями отдыхали Богдан Хмельницкий, Северин Наливайко, Максим Зализняк, Тарас Шевченко … В этом году дуб получил звание «Национальное дерево Украины».
color="#000000">
size="2">Количество «паломников» к нему ежегодно растет.
color="#000000">
size="2">Как говорит экскурсовод Нонна Дмитриченко, преимущественно приезжают организованные экскурсии из Киева и Черкасс, люди, которым различные туристические агентства организуют поездки. Иногда бывают иностранцы. Так, в 2010 году где-то около 50 тысяч человек посетило дуб, в прошлом — около 20 тысяч. «Появилась такая тенденция — побыть на природе, отдохнуть. А еще есть традиция — кто один раз к дубу приехал, обязательно приедет во второй раз. Ведь зачем ехать на некие зарубежные курорты, если у нас есть Холодный Яр? ", — считает экскурсовод.
color="#000000">
size="2">Кстати, прямо у Дуба Зализняка размещена корчма «Дикий хутор». Вот уже три года на хутор Буда приезжают из разных городов жаждущие экзотики посетители трактира. Жители хутора не в восторге от такого «паломничества». Говорят, что люди через несколько часов посиделок в корчме выходят оттуда действительно "дикими" от количества употребленного алкоголя. Два года назад, по свидетельствам хуторян, именно посетители «Дикого хутора» осквернили маленький дубок — прапраправнук Дуба Зализняка. Молодой росток вырос в мае 2009 года прямо под дубом-патриархом. Однако уже в начале июня дубок кто-то безжалостно выдернул из земли.
color="#000000">
size="2">Владелица «Дикого хутора» Леся Островская любые компрометирующие заявления против своих клиентов отрицает: «Наши посетители не могли сделать что-либо подобное. Среди моих клиентов есть такие уважаемые люди как духовный гетман украинского казачества Владимир Мулява, политик Левко Лукьяненко, писатель Василий Шкляр, кобзарь Тарас Силенко, президент Исторического клуба «Холодный Яр» Роман Коваль и многие другие известные люди. Это не те люди, которые будут что-то там вырывать. К тому же, у меня на территории работает видеонаблюдение. Люди, которые едут за много километров от города, приезжают ради духовного насыщения, так как мы постоянно проводим какие-то праздники, вечеринки, у нас играют троистые музыки », — рассказала владелица «Дикого хутора».
color="#000000">
size="2">Она также отметила, что в Чигиринском районе недостаточно развита инфраструктура. «Сюда очень много людей приезжает на экскурсии. И покормить их можно только в селе Суботов — там есть два заведения. Еще была в Мельниках корчма «Яр», которая сейчас закрылась. И далее — «Дикий хутор». И когда едут большие экскурсии по 50 человек из Киева, Обухова, из Ивано-Франковска, из-за границы, то мы предоставляем им все необходимые услуги. Недавно губернатор собирал все туристические агентства и спрашивал, почему плохо развивается зеленый туризм. И все четко сказали, что людей негде покормить, инфраструктуры нет. Так что в этом плохого, что под дубом находится комплекс, где люди могут все необходимые услуги получить? », — отметила Леся Островская и объяснила, что не видит ничего необычного в том, что корчма размещена рядом с тысячелетним дубом и братской могилой хуторян, которых во время войны убили немцы: «В Украине так всегда было — здесь могила, рядом церковь, а неподалеку мог быть и кабак. И никому это не мешало … Кстати, мы сейчас напротив дуба начали строительство казацкой церкви имени Петра Калнышевского », — сообщила владелица «Дикого хутора».
color="#000000">
size="2">Будущее — за родовыми поместьями
color="#000000">
size="2">Нонна и Михаил Дмитриченко три года назад переехали сюда из Никополя (Днепропетровская область) и поселились на хуторе Буда, возле тысячелетнего Дуба Зализняка. Сегодня они занимаются собственным родовым поместьем и прилагают немало усилий для того, чтобы в Холодном Яру был создан национальный парк, а также для того, чтобы на собственном примере продемонстрировать людям преимущества жизни в гармонии с природой. Нонна работает экскурсоводом в заповеднике. Вместе с Михаилом они воспитывают двух сыновей, собираются строить дом, а еще — хотят засадить свое поместье «живым забором» из различных деревьев.
color="#000000">
size="2">«А когда я рассчитывалась с работы в Никополе, мне говорили: "Что же ты едешь в глушь, коровам хвосты крутить?" Решение переехать у нас было оправдано тем, что я этого хотела где-то с 2000 года. Эта идея изложена в книгах Владимира Мегре. Там речь идет о родовых поместьях. Это возможность вернуться к естественному образу жизни, жить в гармонии с окружающим миром, иметь возможность питаться тем, что сам вырастил », — объясняет Нонна.
color="#000000">
size="2">У Дмитриченко есть не просто свое видение появления и развития семейных поместий в Украине. Семья имеет также аргументы для чиновников, стремится достучаться и объяснить все преимущества создания как можно большего количества поместий. Чего только стоит рассказ Михаила о том, что в Белогородской области (Россия) после принятия закона о родовых поместьях рождаемость увеличилась на 60%!
color="#000000">
size="2">«Есть такой прецедент в России — на уровне Белгородской области принят закон о родовых поместьях. Губернатор подписал такой закон. И я ездил в позапрошлом году в Москву на первый Международный фестиваль родовых поместий — там люди аплодировали стоя этому губернатору. Ведь после принятия этого закона на 60% выросла рождаемость в регионе», — рассказал Михаил Дмитриченко. Сейчас уже разработан стратегический план развития хутора Буда, с которым хуторяне хотят пойти сначала к главе Чигиринской райгосадминистрации Владимиру Калашникову, а затем записаться на прием к председателю облгосадминистрации Сергею Тулубу. «Мы расскажем ему о его коллеге из России. Сколько людей с благодарностью теперь вспоминают этого губернатора. А это очень важно, чтобы о человеке думали хорошо, это его энергетика. И если Сергей Тулуб поймет это и сделает что-то подобное… Да, у нас есть закон о личных сельских хозяйствах. Но можно на уровне области сделать некий пилотный проект. Что нужно губернатору? Статистика, показатели, а если будет расти количество родовых поместий, у него все показатели будут зашкаливать — рождаемость, прирост населения и все остальное», — убеждает Нонна.
color="#000000">
size="2">Кстати, министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, недавно находясь с рабочим визитом в Черкассах, заявил, что в Министерстве рассматривается проект, который позволит украинцам создавать семейные хозяйства. «Есть много скептиков, которые спорят, нужно задействовать такое количество населения в производстве сельскохозяйственной продукции, насколько это будет рентабельно, но мы обязаны учитывать наши национальные особенности. Если в других странах люди не хотят жить в сельской местности, то у нас живут. И это 32% людей. 14,5 миллиона населения нашей страны проживает в сельской местности. И они готовы — или в силу привычки, либо в силу наследственности, — но готовы вести и содержать свое хозяйство. Конечно, мы сейчас один из проектов отрабатываем таким образом, чтобы можно было предоставить возможность частным личным хозяйствам создавать так называемые семейные хозяйства по выращиванию свиней и коров, по производству молока. Мы в поисках, потому что понимаем, насколько это важный вопрос», — отметил Николай Присяжнюк.
color="#000000">
size="2">Национальному парку истории и природы Холодного Яра — быть!
color="#000000">
size="2">Едва ли не важнейшим вопросом, который беспокоит холодноярцев, является создание национального природного парка. Этой зимой жители хутора Буда прибегли к некой общественной экспертизе — пошли в лес, чтобы сфотографировать, как там вырубаются двухсотлетние дубы. По словам Нонны Дмитриченко, если взглянуть на карту Холодного Яра XIX века, а затем открыть карту современную, то там можно увидеть, сколько вырублено леса. «Еще бабушки-старожилы говорили, что к ним в огород медведи и кабаны заходили, а сейчас ни одного медведя и волка нет. Юрий Горлис-Горский пишет в «Холодном Яру», что повстанцы по лесной тропинке шли в монастырь и заблудились, потому что не было дороги. За прошлый век больше всего было истреблено леса. Любого лесовода спросите и он скажет: да вы что, дуб же не растет просто так, его надо посадить, не выкашивать возле него. То есть, основной враг лесов на Украину — это Гослесхоз. Это на государственном уровне ведется истребление лесов. Эту ситуацию можно изменить созданием национального парка», — убеждена Нонна.
color="#000000">
size="2">Но она также отмечает, что прежде всего должно измениться сознание людей. Ибо все жители должны понимать, что создание Национального парка позволит сохранить Холодный Яр. Между тем, если жители Буды всячески поддерживают эту идею, то в селе Мельники люди не понимают зачем нужен Национальный парк. Их больше всего беспокоит то, что негде будет взять дров. «Но рубки в лесу преимущественно сплошные, а не для отопления жилищ — все на доски, на древесину, которая идет на Киев», — утверждает Михаил Дмитриченко.
color="#000000">
size="2">По словам начальника службы охраны культурного наследия Черкасской облгосадминистрации Николая Сухова, инициативе создания национального природного парка в Холодном Яру уже менее 10 лет. «Мы эту инициативу поддерживаем и уже начали процесс воплощения ее в жизнь. Потому что общественные организации не все могут сделать собственными силами, ведь необходимо выполнять эту работу на уровне областной и районных государственных администраций. Тормозит процесс отказ объединения «Черкассылес» соглашаться на эту идею. Потому что это товарное лесопользование, и они этого не воспринимают. Но есть опыт в Черновицкой области по созданию такого национального парка без изъятия земель у землепользователей, в том числе — и в государственных лесничеств. Этот опыт мы возьмем на вооружение и сделаем парк в Холодном Яру по такому образцу", — заверил Николай Суховий.
color="#000000">
size="2">По его расчетам, для выполнения всех необходимых процедур потребуется минимум год. «Я думаю, что года нам для этого будет достаточно. Потому что это довольно таки длительная процедура — с согласованиями, разработкой документации, согласованием с землепользователями. Даже если без изъятия проходит эта процедура, то все равно надо согласование с теми землепользователями, которые на этой территории расположены. Этот процесс уже начался. Мы благодарны за инициативу общественности, в частности, жителям хутора Буда. Этой идее уже более десяти лет. Но сейчас она рассматривалась более широко: речь шла о включении в парк всей прибрежной зоны — в том числе Каневского района, затем земель над Тясмином и до Чигирина», — сказал чиновник.
color="#000000">
size="2">Мы поинтересовались, не повлияет такой проект (создание без изъятия земель у землепользователей) на качество будущего парка. «Нет. В любом заповеднике есть разные режимы эксплуатации этих земельных участков. Одни строгого режима использования, только для сохранения растительного и животного мира, другие — для хозяйственного использования, третьи же можно и для посещения открывать. Должен быть не только «идея ради идеи», парк ради парка, а человеку туда нельзя ходить. То есть, все режимы можно использовать в этой структуре.
color="#000000">
size="2">Тем более, что опыт такой уже есть и мы к нему обратимся», — отметил начальник службы охраны культурного наследия Черкасской облгосадминистрации, имея в виду созданный в январе прошлого года национальный парк" Хотинский" в Черновицкой области.
Читайте также по теме