Андрей Кислов
17:00 29/11/2018

«Игра в наперстки» с военным положением: Что на самом деле ввели в 10 областях Украины

В президентском указе упоминается Киевская администрация, хотя столица не входит в перечень регионов, где введено военное положение. Оно вводится без озвученных устно условий, и, по экспертному мнению, будет «гибридным» — то есть станет применяться выборочно, может быть продлено и расширено.

Обіцянки-цяцянки

В «Голосе Украины» был опубликован закон № 2630-VIII об утверждении указа Президента Украины Петра Порошенко №393 о введении режима военного положения на 30 дней с 14:00 26 ноября. С этого момента он официально начал действовать в Украине.

Известный правозащитник и психиатр Семен Глузман отмечает: «Все, что произошло в зале Верховной Рады в связи с инцидентом в Азовском море, очень напоминает несколько подзабытую нами игру в наперстки». Правозащитник констатировал много отвлекающих и завлекающих слов, голосование депутатов  за устные обещания.

Напомним, что после захвата российскими военно-морскими силами трех украинских военных судов, Совет национальной безопасности и обороны рекомендовал Президенту ввести военное положение на 60 дней по всей Украине. Петр  Порошенко своим указом № 390 одобрил рекомендации Совбеза.

Затем СНБО передумал и рекомендовал сократить срок до 30 дней — Президент указом № 392 одобрил и это, но военное положение не ввел. Глава государства обещал Раде ввести военное положение с утра 28 ноября и назвал лишь 8 областей (без Донецкой и Запорожской). Спикер Андрей Парубий добавил от себя 2 области и поставил на голосование закон об одобрении указа № 393 (которого никто не видел), после чего обещал незамедлительно подписать закон.

В правительственной газете «Урядовый курьер» от 27 ноября был опубликован указ Президента, которым военное положение вводится на 60 дней и на всей территории Украины. То есть — первоначальный вариант, от которого уже отказались. Текста закона, принятого Радой в тот день никто не видел, а спикер улетел в Брюссель, хотя указом военное положение введено с 14 часов 26 ноября.

Наконец, 28 ноября был обнародован указ № 393 без перечня областей, а его текст заканчивается так: «Указ вступает в силу одновременно с вступлением в силу Закона Украины «Об утверждении Указа Президента Украины».

Фактически срок военного положения к тому времени сократился до 28 суток. Только утром 28 ноября председатель Верховной Рады Андрей Парубий подписал законопроект №9338 об утверждении Указа Президента Украины №393 «О введении военного положения в Украине».

Когда, наконец, все документы были обнародованы, выяснилось, что данные в устной форме обещания в них не зафиксированы. Так, Президент Петр Порошенко перед голосованием за введение военного положения в Украине на 30 суток заявил депутатам, что военное положение будет применено только в случае наземной российской военной агрессии на территории Украины.

«Я хочу отдельно подчеркнуть — будет применен только в случае наземной российской военной агрессии», — цитирует Президента его пресс-служба. Глава государства особо подчеркнул, что если такой агрессии не случится, то «не будет ограничения прав, не будет ограничения свобод».

Однако, ни в президентском указе, ни в законе такое условие не указано. Там просто говорится, что в связи с введением в Украине военного положения временно, могут ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина, а также вводиться временные ограничения прав юридических лиц.

Что может быть ограничено в любой момент

«Подчеркиваю, что в Указе я не предвижу никаких мер, связанных с ограничением прав и свобод граждан, внедрением цензуры и т.д.», — заявлял Глава государства.

А в обнародованном указе прямо говорится, что на период действия правового режима военного положения, могут ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина,  предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины.

Перечисленные статьи касаются следующих прав:

права на неприкосновенность жилища;

права на тайну переписки, телефонных разговоров;

права на недопущение вмешательства в личную и семейную жизнь;

права на свободу передвижения;

права на свободу мнения и слова;

права свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

права на мирные собрания;

права владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью;

права на предпринимательскую деятельность;

права на труд;

права на забастовку;

права на образование.

Политолог Андрей Золотарев констатирует, что введение военного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан, поэтому власть использует  его  для реализации своих интересов.  «В стране нарастают протестные настроения против провальной экономической политики, против тарифного террора. При широком применении военного положения, украинцы не смогут защищать свои законные права», — говорит он.

Эксперт полагает, что военное положение будет «гибридным»: его положения будут применяться выборочно, а само оно может быть продолжено. «Это будет гибридное военное положение, которое открывает дорогу к установлению авторитарной диктатуры в стране», — говорит политолог.

Он напоминает, что государственные органы могут вводить трудовую повинность; отчуждать имущество граждан для нужд обороны; запрещать передачу информации через Интернет; контролировать СМИ и предприятия связи; запрещать политические партии, забастовки, и митинги.  Выборы при военном положении не проводятся. Верховная Рада, Кабмин и другие органы государственной власти не могут быть распущены.

Политолог Алексей Якубин отмечает, что вопрос военного положения возник за четыре месяца до выборов, в ситуации, когда власть имеет крайне низкий уровень доверия. «Это выглядит, как попытка власти затормозить вопросы, связанные с президентскими выборами в невыгодном для нее контексте», — говорит он.

Эксперты не доверяют обещанию провести президентские выборы 31 марта, как это постановила Верховная Рада. Дескать, повод продлить и расширить действие военного положения может найтись.

Они отмечают, что несмотря на перечень областей утвержденный в законе, принятом Верховной Радой (в этот перечень входят Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская, Луганская, Донецкая, Сумская, Харьковская, Черниговская, Винницкая области), в президентском указе упоминается Киев.

Президент поручает: «Областным, Киевской городской государственным администрациям, органам местного самоуправления создать советы обороны и обеспечить содействие военному командованию».

 Андрей Кислов

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также по теме