Дожить до завершения карантина. Эта задача стала главной для многих граждан Украины в ситуации, когда карантин закончится неизвестно когда, зато резко растет безработица, доходов нет, а сбережения тают. Государство сумело оперативно ввести все возможные ограничения, но не сумело ими грамотно управлять, адекватно помогая разным категориям граждан, не говоря уже о самых уязвимых. Пока чиновники философствуют об оптимальных доходах украинских граждан, обостряются такие страшные социальные явления, как голод и нищета, а черты, которые определяют человека человеком, отходят на второй план. Тогда основным вопросом становится уже не, как уберечься от вируса, а попросту выжить.
Денег осталось на месяц
Кабинет министров Украины продлил действие карантина на территории страны за два дня до его официального окончания. Ограничения должны были закончиться 24 апреля, но их продлили до 11 мая. Предварительно на следующий месяц перенесли и ожидаемый пик заболеваемости. Раньше его обещали на середину апреля. Но любезно предоставленные правительству расчеты Национальной академии наук Украины показали, что один пик может случиться в конце апреля, а вероятней всего количество больных возрастет в период между 3 и 8 мая.
Согласно социологическому исследованию группы «Рейтинг» за 10-12 апреля, 55 % респондентов сказали, что средств у них осталось меньше, чем на месяц. «В принципе эта цифра релевантная, даже учитывая большой объем теневой экономики Украины и трудовых мигрантов, которые вернулись в страну и тратят свои валютные запасы. На эти цифры можно опираться. У украинцев денег хватит меньше, чем на месяц. Но капиталистическая экономика очень пластична и имеет серьезный потенциал сжатия», – говорит политолог Денис Гаевский.
У 61 % опрошенных за последний месяц финансовое положение семьи ухудшилось, и ровно столько же граждан считают введенные ограничения для борьбы с коронавирусом оптимальными. Находились в вынужденном отпуске 29 % граждан, 8 % были уволены, а 82 % во время карантина начали экономить. Если брать во внимание временные сроки, то правительство продлило карантин до той даты, когда у большинства населения Украины должны выйти средства к существованию.
«В результатах социологических опросов присутствует свойство прибедняться, но это не снимает остроты проблемы, – говорит политолог Андрей Золотарев. – Пока что людей и залежей товаров в супермаркетах Киева хватает, но Киев – это далеко не вся Украина. Отъехать 100-150 километров от Киева – там и до карантина был совершенно другой уровень жизни, совершенно другое измерение. Как раз по этой провинциальной, бедной Украине карантин ударит болезненней всего».
Эксперт прогнозирует длительный выход из карантина, который в лучшем случае растянется на полтора месяца, если пик заболеваемости будет пройден в мае. Поэтому гражданам придется еще долго экономить и тратить свои сбережения, если таковые будут. Правда, количество тех, кто считает ограничительные меры оптимальными, значительно упало. Если раньше таковыми их считало под 90 % опрошенных, то сейчас около 60 %.
«Количество считающих карантин обоснованным и правильным сокращается пропорционально к увеличению людей, которые чувствуют материальные трудности в настоящее время, – говорит политический эксперт Украинского института политики Ева Антоненко. – Мало того, что почти 40 % потеряли работу и не получают доходов, но есть еще и скрытая безработица, при которой граждане отправлены в так называемые неоплачиваемые отпуска. Они не работают и выгребают свои последние сбережения. По последнему опросу R&B Group, у 45 % населения сейчас нет вообще никаких накоплений. На прошлой неделе это был 41 %. То есть еще 4 % людей выгребли последнее, что у них осталось и фактически население живет от зарплаты до зарплаты, а доходы кардинально снизились».
Эксперт считает, что денег гражданам пока хватает, но сокращается их покупательная способность: «Это отражается на ухудшении жизни населения буквально по всем уровням. У нас нет недостатка продуктов питания, но есть недостаток денег на их покупку», – отмечает Ева Антоненко.
Согласно социологическому исследованию агентства R&B Group, около 90 % опрошенных считает, что с переходом на карантин у них возникли новые проблемы и чаще всего к таковым относят появление финансовых затруднений (39 % против 30 % две недели назад). О финансовых проблемах украинских граждан, наверняка, догадываются чиновники. Свидетельством этому является растиражированное откровенное разрешение на работу ломбардов и кредитных организаций. А сейчас активизировались и банки.
«Госбанки обзванивают своих клиентов и предлагают на льготных условиях брать кредиты от пяти тысяч гривен. Мне лично звонил “Ощадбанк”. Уже даже государственные банки начинают вести такую кампанию», – приводит иллюстрацию директор Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко к вопросу о не лучшем материальном положении украинских граждан, на что банки и другие организации имеют тонкий нюх стервятников.
Жить впроголодь
Официальное продление карантина до 11 мая технологично сопровождалось интервью премьер-министра Дениса Шмыгаля изданию «РБК-Украина». Там глава правительства взялся порассуждать о доходах граждан. Шмыгаль признался, что 16 тысяч гривен для семьи из двух взрослых и двух детей будет достаточно: «Для того, чтобы питаться, достаточно. Если рассматривать одежду, другие предметы и средства быта, тогда согласен. Но я повторяю, это не откладывание, мы говорим сугубо о заработке, чтобы элементарно прожить».
Но это мнение Шмыгаля. Совсем другое показывает жизнь. «Мне хотелось бы посмотреть, как семья Шмыгаля будет жить на эти деньги, жить впроголодь, отказывая себе в самом необходимом, – говорит Андрей Золотарев. – Если не дай Бог, кто-то заболеет или потребуется медицинская помощь, этих денег никак не хватит. Обитатели печерских холмов живут, не чуя под собой страны. Уровень жизни в Киеве – полторы-две тысячи долларов на семью из четырех человек, и это уходит без остатка».
Простая арифметика показывает, что Шмыгаль отводит на питание одного человека в Украине слишком маленькую сумму. «Фактически он заявил, что на питание одного человека надо тратить 4 тысячи гривен в месяц, – говорит Ева Антоненко. – Он не уточнил, это до уплаты налогов или после. Наверное, он назвал чистую сумму. Наша минимальная зарплата после выплаты налогов составляет около 3800 гривен, что даже не покрывает расходы на питание среднего гражданина Украины. Что говорить о минимальной пенсии, которая составляет 1769 гривен. Люди живут за порогом бедности и за порогом необходимых расходов на питание. Можно смело заявить, что украинцы в настоящее время просто не доедают».
Международные организации применяют к подсчету количества бедных в той или иной стране разные методики. В 2019 году Всемирный банк установил черту бедности в Украине на уровне $ 5,5 по ППС, хотя для стран, где доходы ниже среднего она составляет $ 3,2, для совсем бедных стран – $ 1,9. На середину прошлого года бедной считалась семья, которая в месяц тратит 6750 гривен, средний уровень доходов оценивался в 9000 гривен, зажиточным домохозяйством было то, которое тратило 15 000 гривен. Очевидно, этими цифрами пользовался в своих прикидках премьер-министр Украины, но только в вопросе питания, будто других потребностей нет.
В это же время уже указанное нами выше исследование R&B Group показывает: в середине апреля, по оценкам респондентов, один день питания обходился для среднестатистической украинской семьи в 294 гривны (неделей ранее – в 255 гривен), а месяц проживания – в 9 235 гривен (неделей ранее – в 8 826 гривен). Эти данные говорит о том, что подсчеты Шмыгаля, очень оптимистичны.
«Если говорить глобально, то значительная часть населения в Украине голодает, но не осознает этого, – отмечает политолог Денис Гаевский. – Если посмотреть на нормативы потребления ключевых продуктов питания, которые установлены Всемирной организацией здравоохранения, на количество витаминов, аминокислот и так далее, которые должен потреблять человек, то Украина здесь в аутсайдерах. Поэтому де-факто значительная часть украинских граждан голодает».
Работа за еду
Подсчитав единственно необходимые траты граждан на питание, Шмыгаль определил и «адекватный» доход, который может дать им государство. Премьер-министр предложил создавать «недорогие» рабочие места с зарплатой в 6-8 тысяч гривен. «То есть это простая работа, на которую человек сможет прийти устроиться, и на следующий день уже ее получить. Ну, например, класть брусчатку или озеленителем, и так далее. Во-первых, мы таким образом уберемся в наших городах, районах и в целом в Украине с помощью такого количества и такого качества рабочих мест. Во-вторых, как я уже говорил, мы дадим возможность людям уже сейчас зарабатывать минимальные средства», – объяснил свою идею глава украинского правительства.
Это заявление было сделано на фоне растущей во время карантина безработицы и трудно выполнимого для государства обещания создать полмиллиона рабочих мест, ибо государство в таком виде создавать рабочие места совсем не заточено. «Они предлагают неквалифицированную работу – укладка брусчатки, работа по озеленению, – подмечает Ева Антоненко. – В то же время мы смотрим, что, по статистике службы занятости, зарегистрировано только 400 тысяч официально безработных украинцев. Насколько мы знаем, около 2 миллионов заробитчан вернулись в Украину. Входят они в эту цифру или нет, неизвестно, но всех на укладку брусчатки и озеленение не хватит. И те 500 тысяч рабочих мест у него создать не получится. Это заявление было сделано для того, чтобы успокоить украинское население, что работа все-таки будет».
«Власть, говоря, что обеспечит 500 тысяч рабочих мест, заплатит по 6-8 тысяч гривен, фактически говорит, что загоняет экономически активных людей в бедность. Другого они предложить не могут», – говорит аналитик Игорь Чаленко. Он считает, что правительство Украины слишком поздно начало думать о людях, которые остались без работы: «Вместо того, чтобы поддержать людей, которые работали и остались без работы, правительство сказало, что сделает доплаты пенсионерам. Уже после, когда эксперты начали объяснять, что это немного неправильно, начали говорить о частичной компенсации по потере занятости, других видах поддержки, но почему-то правительство всегда говорит о пенсионерах», – говорит Игорь Чаленко. Очевидно, власти считают, что именно пенсионеры являются стабильным избирателем и ходят на выборы чаще, чем представители других возрастных категорий. Поэтому в апреле пенсионеры старше 80 лет получили по 500 гривен, а те, кто получает пенсию, ниже 5 000 гривен, еще 1 000, но вряд ли стали от этого богаче.
Очевидно и то, что все размышления государственных мужей о доходах граждан не заходят дальше потребностей в питании, да и то весьма скромных, тогда как человеку необходимо еще и одеваться, платить за жилье и коммунальные услуги, удовлетворять культурные потребности. Последнее как раз и определяет человека человеком, но власть, видимо, эту составляющую учитывать не в состоянии, и человека человеком считать не хочет. Проблема социальных стандартов в Украине началась не сегодня, и если посмотреть на размер любых выплат в Украине, то не все из них позволяют выжить в кризис.
Интересен вопрос средней заработной платы. Согласно данным Госстата, в докарантинный период за февраль она составляла 10 847 по Украине и 16 447 по Киеву. Самая низкая средняя зарплата была зафиксирована в Черновицкой области – 8 384 гривны. Самые высокие зарплаты получали работники финансовой и страховой сферы – в среднем 21 606 гривен ($ 771) в месяц. Самые низкие – работники гостинично-ресторанного комплекса и медики. Медицинские работники в феврале получали в среднем 7 471 гривну ($ 266) в месяц, и эта сумма максимально близка к порогу бедности, чем к достатку.
Издевательское пособие
Пока полмиллиона рабочих мест в проекте, неуклонно растет количество безработных, а доходы граждан тают, правительство решило провести несколько манипуляций с пособием по безработице. Первое, о чем оно отчиталось – это повышение минимального размера этой помощи с 650 до 1 000 гривен. На сумму, которая соответствует трем дням питания средней семьи, может претендовать человек без учета прежних заслуг – размера зарплаты и стажа. Ниже этой черты пособие по безработице упасть не может.
«Известно, что минимальный размер выплат по безработице увеличили с 600 гривен в месяц до 1 000 гривен. На 600 гривен невозможно и недели по нынешним ценам прожить и на 1 000 то же самое. Для человека трудоспособного возраста это нереально. Это просто издевательство. Если бы они в несколько раз увеличили, это было бы понятно, а так очередное издевательство правительства над людьми, которые попали в беду и сейчас во время ограничений карантина, экономических ограничений потеряли работу», – говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
Но не все так ужасно. На пособие от 1 800 до 2 300 гривен может претендовать человек, у которого есть полгода стажа. Чаще всего будут давать две трети оклада, но не больше, чем минимальная зарплата. Заместительница директора Государственного центра занятости Юлия Жовтяк рассказывала СМИ: «65-70 % людей получают пособие по безработице в среднем размере, и это на сегодняшний день где-то 3900 гривен. Эта помощь рассчитывается, исходя из трудового стажа». Как видим, и здесь человек может претендовать на сумму меньшую, чем минимальная зарплата. На то оно и пособие, чтобы человек быстрее искал работу с более весомым доходом, да и получить эту помощь не так просто.
«Действительно, эта поддержка будет минимальной, несмотря на то, что правительство приняло необходимое положение, это должен оформить работодатель, чтобы его работники начали получать пособие, но не каждый работодатель на это пойдет», – отмечает Игорь Чаленко. А эксперт Андрей Павловский считает, что правительству нужно принимать более решительные меры из-за угрозы еще большего роста безработицы: «По оценкам экспертов и тех же чиновников, если мы с карантином еще месяц потянем, то у нас будет безработных больше на 2 миллиона. Мы получим два миллиона новых безработных, потеряем рабочие места. Правительству необходимо срочно что-то делать с этим бессмысленным карантином, который убил экономику».
По мнению экономического эксперта Украинского института будущего Даниила Монина именно на пособия по безработице должна пойти часть фонда по борьбе с коронавирусом, который создан в результате перераспределений средств государственного бюджета и составляет 64,6 миллиарда гривен: «С моей точки зрения, основное, куда надо тратить деньги – это на поддержку людей, которые потеряли работу. Мне кажется, с карантинными мероприятиями безработица будет сильно нарастать. По нашей оценке, Украине один день карантина стоит 14 тысяч рабочих мест. Месяц карантина – свыше 500 тысяч, причем официальных рабочих мест. А если взять неофициальную занятость в теневой экономике, возвратившихся трудовых мигрантов, которые не могут вернуться на заработки из-за закрытых границ, то достаточно большой контингент людей будет требовать поддержки на каком-то минимуме. Средства стабилизационного фонда должны пойти именно туда, на выплату минимального дохода. Я считаю, механизм выплаты этих средств должен быть простым. Но многие граждане не оформлены официально и не могут получать эти деньги», – отметил Даниил Монин. Характерно, что за месяц Украина теряет столько же рабочих мест, сколько пообещало правительство за всю свою каденцию.
Итак, подведем условный итог, на какие основные выплаты может рассчитывать человек в Украине:
Очевидно, что максимальную пенсию, зарплату или пособие получает тотальное меньшинство украинских граждан, которые могут жить и без этих выплат, пользуясь своими сбережениями и счетами в банках. Тогда как даже приведенный средний уровень не дотягивает до финансового «потолка», указанного премьер-министром Шмыгалем.
Крайне ограниченный рацион
Повышение минимального пособия и дополнительные выплаты пенсионерам – не последние новшества правительства в области управления местной нищетой. Кабмин планирует еще и регулировать цены на строго определенный набор продуктов питания и медикаментов. Характерно, что госрегулирование цен официально было отменено в тот же период, когда ликвидировалась и Государственная санитарно-эпидемиологическая служба – в 2017 году. Подготовка к этому велась до этого годами. А теперь, когда на дворе разыгралась пандемия и экономический кризис, столь «дальновидное» государство решило их вернуть. В 2017 году отмена госрегулирования цен объяснялась необходимостью «снизить административное давление на бизнес, устранить чрезмерное вмешательство государства в экономические процессы, развивать конкуренцию и дерегулирование в сфере ценообразования».
«Либералами правительства Гройсмана в рамках их концепции, чтобы было меньше государства, был отменен контроль за ценами на социально значимые продукты, в первую очередь продукты питания. Также отменялись и ликвидировались все контролирующие органы, комиссии, – рассказывает Андрей Павловский. – Второпях была отменена и санитарно-эпидемиологическая служба, а сейчас, когда пришла эпидемия и экономический кризис, увидели, что поспешили, поступили необдуманно, поспешно. Эта эпидемия показывает, что либеральные нормы в критических форс-мажорных ситуациях не работают. И не работает обожаемая либералами “невидимая рука рынка”. Вмешательство государства все-таки необходимо».
Теперь, согласно правительственному постановлению, Кабмин планирует регулировать цены на 10 продовольственных товаров, отдельные лекарства и изделия медицинского назначения. В перечень социально значимых продуктов питания попали: крупа гречневая, сахар песок, мука пшеничная (высший сорт), макаронные изделия отечественного производства (вермишель из муки пшеничной отечественного производства), молоко пастеризованное жирностью 2,5 % (в пленке), хлеб пшенично-ржаной, яйца куриные категории С1, птица (тушка куриная), вода минеральная без газа, масло сливочное жирностью 72,5 %. Как видим, набор продуктов составлен очень тщательно, чтобы по ошибке, не дай Бог, не отрегулировать еще и товар, которому совсем не место в этой бедняцкой корзине, лишь бы украинский бедняк не переел.
«Государство регулирует цены на базовые продукты – крупа, масло, молоко. Даже не включает в госрегулирование мясо. Можно сделать вывод, что государство предлагает украинцам крайне ограниченный рацион питания на период карантина», – говорит политический эксперт Ева Антоненко. Не нашлось в регулированном продуктовом наборе не только мяса, но и фруктов и овощей. Видимо, Кабмин не считает, что их должны потреблять в сезон украинские граждане. «Социально значимыми» правительство посчитало самые дешевые товары:
Эта сумма значительно ниже, чем та, которую тратит в день на питание средняя украинская семья (294 гривны), и составляет от нее 82,3 %. «Правительство сконцентрировались на мониторинге 10 продуктов, которые показали, если взять статистику за март, незначительный подъем в цене, а цена на яйца в марте вообще упала на 14 %, – отмечает аналитик Игорь Чаленко. – Что касается медикаментов, то, как мы слышали, на заседании правительства была реплика от министра Степанова, то они будут постоянно пересматривать набор лекарств. Из-за этого постановление, по сути, не принято, потому что пока Минздрав не пересмотрит и не переутвердит тот список, отсрочивается момент его публикации».
Это означает, что госрегулирование совсем не введено. Для этого нужно восстановить то, что было разрушено во время политики дерегуляции правительствами Яценюка и Гройсмана. «Постановление о госрегулировании цен начнет действовать лишь через 10 дней после его опубликования и до окончания карантина. Исходя из такой формулировки, вполне очевидно, что карантин не закончится 12 мая, – объясняет Игорь Чаленко. – На сегодняшний день не существует электронного реестра, куда заносить эти цены. Этим должна занимать Госпродпотребслужба, но пока в этой связи ничего не сделано. Чтобы ввести госрегулирование цен, необходим минимум месяц подготовительных работ. Принятия постановления недостаточно, чтобы Госпродпотребслужба начала работать».
Само же госрегулирование цен представляет собой проверки торговых сетей и магазинов и выписывание штрафов, если цены завышены. Выписать штраф – дело непростое, а сама его сумма несущественная для торговли. «Если магазин не препятствует проверке, то максимум, что может быть – это штраф на разницу между установленной правительством ценой и ценой, по которой продавалась продукция в магазине. Это копейки для магазина. Если большие сетевые магазины еще могут среагировать, то если мы пойдем дальше в регионы, где сети нераспространенные, где мелкие магазины, цены они не будут держать, и госрегулирование не будет работать», – резюмировал Игорь Чаленко.
В итоге, сколько ни говорили в правительстве о восстановлении Государственной санэпидемслужбы и госрегулирования цен, полностью восстановить их после ликвидации не получается. В лучшем случае они вернутся в крайне ограниченном функционале, в худшем случае их восстановление будет фикцией, что мы и наблюдаем.
Бунты и люмпены
Экономический кризис, который сопровождается ростом безработицы и сокращением доходов и сбережений граждан приводит к росту напряженности в обществе. При этом ограничительные меры могут либо отойти на второй план, отыграв роль причины кризиса, либо спровоцировать протесты. «Социальная напряженность будет расти независимо от того, продлится ли полный карантин после 11 мая. Она будет расти вместе с запрограммированным экономическим спадом. Многие люди потеряют работу, а те, кто сохранит работу, – часть доходов. При этом аппетиты правительственной группы и тех, кто держит государственные монополии, не сокращаются. Поэтому социальная напряженность будет усиливаться независимо от того, как часто и что будет говорить Зеленский в своих телеобращениях», – говорит директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
Акции протеста против ограничений уже были зафиксированы во Франции и России. Характерно, что после продления Кабмином карантина, они произошли и в Украине. Первые акции протеста наблюдались на юге страны. Так 22 апреля возле городского совета Мелитополя протестовали предприниматели, которые требовали открыть рынки: торговцы не получили никаких компенсаций и остались без средств к существованию. Полиция задержала нескольких человек. 26 апреля трассу международного значения в Херсонской области перекрыли аграрии и предприниматели села Большие Копани. Причина все та же – закрытие рынков, в том числе крупнейшей оптовой торговой площади в Херсонской области. Товар портится, и предпринимателям ничего не остается, как тоннами вывозить гниющие овощи в придорожные посадки и поля. Полиция предупредила участников акции об административном наказании за нарушение правил карантина.
Конечно, эти протесты можно отнести к местечковым и узкотематическим, но их факт демонстрирует остроту кризисной ситуации. «Предприниматели являются одной из наиболее активных частей нашего населения, и их митинги просто показывают, что дальше некуда, – говорит Игорь Чаленко. – Продавцы на рынках ожидали снятия карантина: мало того, что денег не хватает людям, так еще и товар соответственно портится. Меньше всего проблем у больших предприятий, которые смогли обеспечить гражданам работу и организовали доставку работников на предприятия. Но таких предприятий очень мало. Даже в банковской сфере для людей, которые занимаются валютой, банки олигархов не в состоянии обеспечить подвоз. Говорят, что денег нет. Если нет денег в банках олигархов, представьте, что происходит далее у людей, которые сидели от зарплаты до зарплаты и на социальной помощи».
«Поскольку у нас модель дорогого государства, которое собирает налоги и содержит аппарат и так далее, а у большинства граждан доходы зависят от трудовой предпринимательской деятельности, то тогда возникает вопрос, сколько это может продолжаться, до какого уровня падать и что будет в конце, – говорит Сергей Толстов. – Поскольку речь идет о гражданских протестах, то это связано с тем, что люди будут ставить вопрос: эпидемический порог вроде бы ниже, чем у гриппа, а предпринятые меры превышают все возможные допустимые на данные момент, и с чего мы будем жить дальше, если будем сидеть дома и ничего не делать? А в местах, где эти протесты возникают, как правило, эпидемический порог не угрожающий».
Правда, эксперты не склоняются к вероятному сценарию, когда акции протестов будут усиливаться, а количество их участников увеличиваться. Как вряд ли появятся массовые случаи, когда люди в отсутствии средств будут выносить еду из супермаркетов. Такие инциденты мы имели возможность наблюдать на юге Италии, но вряд ли это в украинских традициях.
«Я не вижу никаких предпосылок, чтобы социальное недовольство выплескивалось в какие-то более серьезные формы, чем акции протеста, – говорит политолог Денис Гаевский. – Даже в той же Франции, где сильны профсоюзы, где есть более-менее дееспособная оппозиция, но ни профсоюзы, ни оппозиция не могут в силу субъективных и объективных причин стать организующим началом для людей, которые недовольны сложившейся ситуацией. В Украине этот тезис также действенен, только с поправкой на то, что и профсоюзов де-факто нет и дееспособной оппозиции тоже нет. Поэтому глобальной серьезной угрозы политической системе Украины и странам Европы, России подобные локальные акции протеста не несут».
Но это не означает, что граждане не будут страдать и опускаться в нищету. Ограничительные меры и отсутствие занятости у населения могут привести к деградации как экономики, так и общественной жизни в Украине, с чем государство может не справиться и пустит все на самотек.
«Я думаю, кризис будет для нашей экономики большим ударом, – говорит политолог Даниил Богатырев. – Самые оптимистичные прогнозы, которые мне приходилось видеть, предполагают падение украинской экономики на 8 % за год. Есть прогнозы еще хуже. Много будет зависеть от того, как долго продлится карантин, который фактически парализует деятельность наших предприятий, нашей экономики. Ничего хорошего от этого ждать не стоит. Кроме того, у нас возвратились из-за рубежа сотни тысяч заробитчан, по некоторым оценкам их до миллиона, а может и больше. Эти люди не факт, что выедут обратно, не факт, что Европа их обратно пустит. Им придется искать здесь какое-то применение, и это станет настоящим вызовом для государства. Они съедутся в города, начнут люмпенизироваться, плодить криминал и прочие порочные социальные явления. Я считаю, наше государство не способно будет с этим справиться, и это станет большой проблемой».