Последние годы железная дорога постоянно преподносит украинцам неприятные сюрпризы. Стабильно растут цены на билеты, снижается качество обслуживания, исчезают вагоны-рестораны и буфеты из поездов дальнего следования. Вместе с вагонами-ресторанами пропадают и целые поезда, — а ведь к ним привыкли, они были удобны для абсолютного большинства пассажиров. Зато теперь покупаются электрички «Хюндай», совершенно не приспособленные для езды по отечественным рельсам и ломающиеся так часто, что вообще непонятно, как на них можно куда-то добраться вовремя. А с 6 апреля Украину ждет новое креативное изменение: с этого дня постановлением правительства №160 вводятся именные железнодорожные билеты, которые будут оформляться с указанием в них фамилии и имени пассажира. “ГолосUA» попытался выяснить: хорошо это или плохо?
ПАСПОРТ ПОКАЗЫВАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО
Действительны они будут при предъявлении удостоверения личности. Стоит напомнить, что Украина уже несколько раз пересматривала решения о порядке покупки железнодорожных билетов, а требование иметь паспорт в кассах внедрялось в 2004 году для борьбы со спекулянтами. Но потом все отменили. Теперь данная норма возвращается, правда, в несколько измененном виде.
С 6 апреля оформление полных и детских проездных документов в билетных кассах и в электронном виде будет осуществляться с внесением в проездной документ фамилии и имени пассажира со слов лица, производящего оплату проездного документа. То есть необязательно показывать паспорт или свидетельство о рождении при покупке билета, они вам потребуются при посадке. Потому что именно при посадке пассажир должен предъявить документ, удостоверяющий личность и проводник уже будет решать: совпадает написанное в документе с указанным на билете или нет.
Что можно использовать в качестве документа, удостоверяющего личность? Прежде всего — паспорт, удостоверение личности моряка или члена экипажа, удостоверение водителя, удостоверение без гражданства для выезда за границу, паспортный документ иностранца и лица без гражданства. Что войдет в категорию «и другие», очевидно, будет разъяснено уже приказом Мининфраструктуры, но, скорее всего, депутатские удостоверения будут приниматься к рассмотрению, и скандалов, сродни тому, что происходит с отдельными депутатами в аэропортах, не предвидится. Между прочим, в билетах на региональные и пригородные поезда (электрички), кроме льготных и бесплатных, фамилия и имя указываться не будут.
Почему такая норма вводится не с начала месяца, а с 6-го числа – загадка. Хотя спасибо и на том, что проездные билеты, приобретенные до вступления в силу этого постановления, являются действительными и посадка в поезд и проезд производятся без предъявления документа, удостоверяющего личность. Кстати, льготники пострадать не должны — порядок продажи проездных документов для них остается неизменным.
УКРАИНЦАМ ПРИДЕТСЯ РАСКОШЕЛИТЬСЯ
Любые новшества, даже самые нелепые, наши власти традиционно объясняют «просьбами трудящихся», к которым в последние годы добавились еще и «европейские стандарты». Вот и сейчас Министерство инфраструктуры считает своим долгом сообщить, что введение именных железнодорожных проездных билетов происходит в связи с поэтапным переходом на электронные билеты, из-за значительного роста интернет-продаж проездных документов и для предотвращения случаев незаконной перепродажи проездных документов посторонними лицами.
Полный же переход на электронный билет – одна из основных задач «Укрзализници». По мнению чиновников, использование электронного проездного документа полностью соответствует европейским стандартам. А наличие именных данных в билетах является неотъемлемой частью электронного проездного документа в странах, где он применен.
Тем не менее, в Мининфраструктуры отмечают, что растущая популярность продажи билетов через электронные каналы создавала предпосылки для злоупотреблений и перепродажи. Особенно такая тенденция процветала в «пиковые» периоды перевозок, когда билеты на самые популярные направления скупались через Интернет мгновенно, значительно ограничивая возможности других пассажиров на приобретение проездных документов. По мнению чиновников, введение именных билетов системно сузит поле для подобного рода злоупотреблений.
Сравнение Европы с Украиной в контексте равнозначного применения электронных билетов совершенно некорректно, ведь степень проникновения цифровых технологий в быт у нас разная. К тому же, если некое «удобство» требует от потребителя услуг дополнительных расходов, то это уже явное злоупотребление монопольным положением. Попробуй воспользоваться таким билетом, не имея доступа в Интернет и банковской платежной карты, – у тебя ничего не выйдет. А покупать компьютер или смартфон, подключать их к сети, оплачивать ежемесячно еще и эту услугу и становиться обладателем кредитки только ради того, чтобы купить билет на поезд, – явно излишние «удовольствие».
Так что одновременно с реальными удобствами электронного билета (относительная простота и высокая скорость заказа, 100%-ная гарантия того, что билет у вас будет вовремя) есть и недостатки (необходимость содержать дома инфраструктуру для такой операции и использовать банковские услуги).
В результате выгоды могут компенсироваться дополнительными затратами. Но в любом случае выиграют банки, продавцы гаджетов и интернет-провайдеры. А гражданам придется раскошелиться. Так что удобство нововведения, как обычно, весьма сомнительно. Ведь оно сделано не для пассажиров, а для совершенно иных целей: обогащения банков, упрощения работы спецслужб, борьбы со «спекулянтами», развития интернет-технологий…
НА ЗАМЕТКУ
За период с момента внедрения услуги бронирования и продажи билетов на поезда через Интернет реализовано более 3,4 млн билетов. В 2009 г. – 83,5 тыс., в 2010 г. – 132,5 тыс., в 2011 г. – 693,9 тыс., в 2012 г. – более 2,1 млн, за два месяца 2013 г. – свыше 440 тыс. билетов.