Наталия Юрчук
15:30 21/08/2015

Империя зла: за что платят украинцы на приеме у врачей?

Все мы прекрасно знаем, что без взятки в нашем государстве не проживешь. Вроде бы хочется жить честно, ан-нет: за все и всегда надо платить! При поступлении в университет, при открытии личного бизнеса, ну и, конечно, на приеме у врача в больнице. ГолосUA пытался выяснить, по каким схемам люди в белых халатах берут «откаты» и какие клиенты становится потенциальной приманкой для сбивания денег?

Пациентов встречают по одежке

Особенно наживаются на больном врачи в районных государственных больницах. Вряд ли есть в Украине человек, не переживавший хоть раз тот неловкий момент, когда после консультации мы робко и незаметно достаем 200 гривневую купюру в знак «благодарности» за выделенное ему время, список дорогущих препаратов и «точный» диагноз.

А кто вообще придумал, что за прием нужно платить? Это все стереотипы, выдуманные обществом.

Наглядный пример: приходит недавно атор этих строк в свою районную больницу к травматологу, жалуется на сильные боли в ноге, рассказывая при этом про активный образ жизни и регулярные занятия спортом. Врач, осматривая ногу, параллельно спрашивает, зачем такой красивой девушке спорт и нагрузки, мол, и так все прекрасно. Вскоре наша беседа начинает напоминать давнее знакомство, как-будто передо мной не врач, а товарищ, которого давно знаешь: тут и анекдоты пошли, и смех.

В итоге, врач отправляет на МРТ, стоимость которого, как в дальнейшем выяснилось, 890 грн. При этом добавляет: «МРТ делать только в этом месте, потому что эта клиника специализируется на спортивных травмах – они ставят самый точный диагноз». Дает направление, где вписывает свою фамилию. Кроме того, отправляет еще и на УЗИ — оно, конечно, дешевле по стоимости, но тоже не копеечное. Но позвонив по приходу домой в другой центр, где делают МРТ, выясняется, что разница в цене значительная – во втором на 230 гривен дешевле!

Врач со стажем из Луганска Валентин рассказывает, что сумму, которую можно взять с пациента, медики определяют ситуативно. Так сказать, методом дедукции, как это делал Шерлок Холмс.

«Сначала смотришь на одежду, обувь, прикидываешь стоимость украшений. Ненавязчиво спрашиваешь о месте работы. У опытных врачей это выходит очень органично — на автомате. Так что одна и та же услуга может стоить по-разному: операция, например, от 5000 гривен до очень серьезных сумм. Как правило, в больницах существуют на ту или иную операцию ориентировочные расценки», — рассказал он.

…Я взяла направление на МРТ и вышла из кабинета травматолога, ничего не заплатив. Все-таки это моя районная поликлиника. В тоже время, врач, флиртуя и улыбаясь, выходит вместе со мной из кабинета, надеясь, что я скоро повторно вернусь к нему на консультацию. Но я уверена — никакого конструктивного ответа он мне не даст, поэтому уже думаю о «походе» в частную клинику. Но и там без «откатов» никак: один врач может сказать, что операция, например, на мениске, будет стоить 18 тыс. грн. второй – 9 тыс. грн.

Долларовые значки в глазах

Три года назад Артем Рольник попал в аварию на мотоцикле в Крыму – косуля резко перебежала дорогу и мотоцикл перевернулся на скорости 100 км/час. Парень отделался «легким испугом» по сравнению с тем, что могло быть. Тем не менее, диагоностировали перелом ключицы.

«Приехали мы в больницу в Севастополе. Доктор посмотрел и сказал, что нужно оперировать. Когда я ответил, что не хочу ложиться под нож, он предложил альтернативу — перевязать грудь «восьмеркой» – с помощью бинта плечи растягивают назад, чтобы кости ключицы могли соприкасаться и ровно срастаться. По приезду в Киев я пошел в больницу, где у меня была страховка на случай ДТП, но доктору об этом не говорил. Когда я начал рассказывать травматологу о своей проблеме, у него сразу загорелись долларовые значки в глазах, и он выпалил: «Все, сегодня берем анализы, а завтра – операция, иначе, если наложить гипс, ты через день из него же вылезешь, поскольку на дворе лето и очень жарко. За операцию на то время нужно было выложить около 3-4 тыс. грн», — рассказал Артем.

В итоге, мама парня, изучила эту проблему и выяснила, что оперировать ключицу нужно только в случае ее раздробления на осколки. А в данном случае, кость просто поломалась пополам.

«Мы пришли к врачу еще раз, говорим, покажите на снимке рентгена осколки. Травматолог показал нам один и второй осколок, указывая на сами разломанные кости. В итоге, мы сказали спасибо, развернулись и ушли. Затем я поехал в Вышгород, где толковый врач-индус сказал, что ключица — это самый простой перелом, поэтому можно перетянуть грудь «восьмеркой» оттянув плечи назад, и все быстро срастется. Через день я почувствовал, как кости перестали шевелиться внутри. А за консультацию тогда я заплатил ему 100 грн», — вспоминает Артем.

Еще одна история: 18 летняя студентка Марина пошла на прием к гинекологу. Выслушав ее жалобы, врач спросил в лоб: «Кто у вас в семье финансовое лицо: мама, папа, бабушка? Вот в следующий раз приходите с ними, я вам весь процесс лечения расскажу, что даже и забудете о своей проблеме». То есть, врачу было неважно: лечить ее в кратчайшие сроки недорогими препаратами или направить на анализ. Вопрос был один: заплатить за лечение.

«Взятки никогда не прекратятся, пока государство не будет надлежащим образом обеспечивать лечение. Если врач, говорит, мол, плати деньги — нужно не понимать намеков. Очень часто бывает, что операция вообще не нужна, а ее приписывают ради выгоды. Хотя и деньги не всегда помогают. Например, одна женщина – продала свои три магазина, собирая деньги на операцию, но ее не смогли вылечить и она умерла», — рассказал председатель Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.

Медики на 29 месте по уровню зарплат

Эксперты уверяют: толкает врачей на такие действия бедность. И это не удивительно, ведь, по статистике, заработная плата работников охраны здоровья самая низкая среди других сфер экономики! Она занимает 29 место и почти в два раза ниже, чем средняя зарплата по Киеву.

«Заработная плата у медиков почти самая низкая в Киеве. Это преступление! Медработник должен за ночные смены получать надбавки, но сейчас уже в течение 8 месяцев мы сидим на голой ставке. Она в два раза ниже, чем у работников в сфере промышленности, и на 500 гривен меньше, чем у учителей», – сказала председатель Киевского городского профсоюза работников здравоохранения Лариса Канаровская. Динамика среднемесячной зарплаты в столице шокирует: работники сферы здравоохранения за первое полугодие 2015 года получают 3 273 грн в месяц! Для сравнения, работники сферы образования – 3 700 грн, транспорта и связи – 5 570 грн, промышленности – 6 142 грн. И это в то время, когда средняя зарплата по Киеву составляет 6 154 грн в месяц.

«С одной стороны – это непорядочность врачей, с другой – бедность. У врачей очень низкие зарплаты. Если молодой специалист получает 1 200 грн после 8 лет учебы, возникает вопрос, за что ему жить?», — отметил депутат Киевсовета, глава фракции «Гражданская позиция» Роман Головня.

Министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили подтверждает, что около 2/3 финансового оборота в украинских больницах составляют взятки. Поэтому министерство предлагает изменить правовой статус медучреждений и предоставить им автономию в управлении.

«Это не означает, что будет приватизация — мы не будем продавать больницы. Просто дается возможность автономии, чтобы они смогли зарабатывать сами. Сегодня около двух третей финансового оборота в больницах — это деньги, которые не учтены, не облагаются налогом и идут прямо в карман врачу», — говорит министр. Но изменить это в ближайшее время вряд ли удастся.

Председатель благотворительного фонда «Пациенты Украины» Дмитрий Шерембей считает, что система здравоохранения и фармацевтический сектор всегда были отмечены сверхвысоким уровнем коррупции и взяточничеством.

«По данным СБУ, уровень отмывания средств во время государственных закупок лекарств и вакцин Минздравом достигал 40%, а система регистрации, проверки качества лекарственных средств, получения различных разрешений на импорт и торговлю крайне зарегулированны, что значительно удорожает лекарственные средства в аптеках. Более того, уровень бытовой коррупции в больницах делает отрасль украинской медицины недоступной для многих наших граждан», — сказал он.

Читайте также по теме