За пару недель до начала мая правительство Гройсмана начало активную PR-кампанию в поддержку повышения социальных стандартов. Это преподносилось как чуть ли не достижение новосформированного кабинета, хотя законом о госбюджете на текущий год четко обозначены даты изменений прожиточного минимума — 1 мая и 1 декабря.
Первое мая наступило, стандарты подняли, а пять суток спустя, 6 мая 2016 Госстат обнародовал информацию о росте индекса потребительских цен (инфляции) в апреле текущего года до 3,5%. На этот факт, очевидно в связи с затянувшимися майскими праздниками, не обратили внимания ни СМИ, ни представители украинского истеблишмента. Разве что эксперты удивились, поскольку основной причиной такого высокого показателя апрельской инфляции Госстат обозначил почти что 50%-е повышение цен на природный газ, которого в апреле не было. Тем не менее, с учетом апрельского роста, нарастающей суммой, за четыре месяца текущего года инфляция достигла отметки в 5,1%. Это означает, что правительство должно срочно подать в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в Бюджет-2016 относительно роста расходов на индексацию доходов населения.
Напомню, что с 1 января 2016 в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Украины "Об индексации денежных доходов населения", индексация денежных доходов населения проводится в случае, когда величина индекса потребительских цен превысила порог индексации, установленный в размере 103 процента. Вычисления индекса потребительских цен для индексации денежных доходов населения, согласно с ч.2 ст.4 вышеупомянутого закона, осуществляется нарастающим итогом, начиная с месяца вступления его в силу. Порядок проведения индексации регулируется постановлением КМУ №1013 от 9 декабря 2015 года. Согласно абзацу 2 п.3 постановления № 1013 для проведения дальнейшей индексации зарплат работников бюджетной сферы (после декабрьского обнуления в 2015 году) необходимо вычислять прирост индекса потребительских цен с января 2016 года.
Следовательно, поскольку размер инфляции с начала года в апреле превысил 3% и составил 5,1% с начала года, то с 1 июня 2016 социальные стандарты должны быть повышены на размер инфляции, а с 1 мая начинается отсчет нового временного отрезка для определения базы будущих индексаций. Повторюсь, для подобного повышения Верховная Рада должна принять соответствующие изменения в государственный бюджет уже на текущей сессии (до июня).
Будет ли Кабмин выполнять закон? Скорее всего, — нет. Ответственности за неисполнение законов, Кабмин, как коллегиальный орган, не несет ни малейшей. Примечательно, что на повышение с 1.12.2016 года социальных стандартов (прожиточного минимума и минимальной заработной платы, а также выплат, от них зависят) на 50 грн. или на 3,2% (из 6%, предусмотренных законом о Бюджете-2016) средств предлагается выделить из… дополнительных доходов государственного бюджета, которые Кабмин планирует получить, как следствие роста доходов бюджета от повышения цены на газ (См. законопроект № 4543 от 28.04.2016). Это говорит о том, что при подготовке бюджета деньги на повышение социальных стандартов или не были заложены туда или их уже успели потратить на что-то иное. В любом случае, данный факт сам по себе лишний раз подтверждает высокий уровень некомпетентности действующей исполнительной власти, а то и откровенной антинародной деятельности, так как при инфляции размером в 88% (суммарно, с 2013 года по апрель 2016) обеспечить рост социальных стандартов всего на 20% может или очень неграмотное, или действующие против интересов граждан правительство.