Юрий Шпак
06:00 19/06/2017

Инвестклимат от Кабмина: чего ждать украинцам

Украинское правительство внесло в парламент пакет законопроектов об улучшении инвестиционного климата. Смогут ли эти законы сдвинуть с мертвой точки инвестиционную привлекательность Украины, и к чему готовится бизнесу? Новшеств действительно хватает…

В парламент было внесено четыре законопроекта – один основной (№6540) и три вспомогательных — о внесении изменений в Налоговый, Бюджетный и Таможенный кодексы.

Документы содержат ряд новых норм гражданского и хозяйственного права, новшеств в корпоративном праве и арбитраже, строительной отрасли. Рассмотрим подробно некоторые из них.

Гражданский кодекс – новые правовые институты собственности

Предлагается внести важное уточнение в понятие «особого вида права собственности». Если сейчас оно таковым является на основании закона или специального договора управления имуществом, то предлагается на основании закона и просто договора, без конкретизации последнего.

Самая важная новация закона — новый институт «доверительной собственности». Ей посвящен отдельный параграф Гражданского кодекса.

Доверительная собственность будет видом права собственности на имущество, по которому кредитор, который получил имущество в доверительную собственность, (доверительный собственник) не имеет права им пользоваться и самостоятельно распоряжаться, кроме как взыскивать его в порядке, предусмотренном законом.

Фактически, речь идет о некотором аналоге залога, только с той разницей, что при залоге собственник имущества остается ее формальным собственником, а при доверительной собственности уже нет. Не могут быть объектом доверительной собственностью ценные бумаги и корпоративные права. Жилье может передаваться в доверительную собственность.

Еще проще, доверительная собственность, это когда вы передаете права собственности другому лицу, но самим предметом продолжаете пользоваться до тез пор пока, собственник по условию определенных в  договоре не решит лишить вас такого права. Таким образом, инвестор-кредитор будет более защищен, чем в случае с текущим институтом залога.

 Вышеупомянутые объекты доверительной собственности не смогут попасть ликвидационную массу и  отчуждаются по умолчанию по упрощенной процедуре.

Акционерные общества – существенное участие

В Административном кодексе появилась статья, предусматривающая ответственность за давление на должностных лиц акционерного общества – штраф от ста до пятисот необлагаемых минимумов граждан.

В законе об акционерных товариществах меняется формулировка «контрольного пакета» акций на «существенное участие», и что важно, если сейчас контрольный пакет это больше 50% акций, то существенное участие это равное или превышающее 50% количество акций.

К компетенции общего собрание добавится возможность выбирать или менять аудитора общества.

Решение о предоставлении согласия на совершение сделки будет выноситься на общее собрание акционеров, если стоимость имущества или денежных средств не только превышает 10% стоимости активов (как сейчас), но и равна 10%. При этом введена солидарная ответственность за последствия подобной сделки со стороны заинтересованных лиц и лиц, которые принимали участие в сделке.

Хозяйственный процесс – устранение проволочек

Были конкретизированы нормы Хозяйственно-процессуального Кодекса, уточняющие основания для суда интерпретировать факты как недостоверные и полученные под принуждением или как доказуемые.

Исковое заявление в хозяйственном процессе может подаваться в электронном виде через Интернет, только для этого потребуется электронная подпись.

Из требований к  исковому заявлению в хозяйственном процессе   снимается необходимость в указании наименовании хозяйственного  суда, но потребуется электронный адрес ответчиков, брать его будут из реестра юридических и физических лиц.

Убирается требование о предоставлении документов, которые подтверждают принятие мер по досудебному урегулированию спора в случаях, предусмотренных статьей 5 ХК.   

Представитель истца получит возможность  предоставлять не только доверенность, но и ее заверенную копию.

Третейские суды – на защиту потребителей

Расширены полномочия третейских судов. Они смогут рассматривать вопросы по спорам вокруг недвижимости и земельных участков, дела об установлении фактов, которые имеют юридическое значение, дела в сфере корпоративных отношений при спорах между хозяйственным обществом и участником, дела, где участником выступает нерезидент, дела по вопросу защиты прав потребителей.

При этом к судам, которые уполномочены рассматривать дела по искам потребителей, выдвигается ряд дополнительных требований, в том числе информационного характера.

Третейское соглашение, которое ограничивает право потребителя на обращение в суд,  будет являться незаконным.

Криминальная ответственность судей  за неправомерный приговор или решение будет распространяться и на третейских судей.

Хозяйственный кодекс

В хозяйственном кодексе упрощены понятия «предприятие», «кредитный союз», «кооператив» и «товарной бирже». Они будут определяться просто как юридические лица, без обязательны условий в виде счетов в банке, и отдельного имущества.

Процедуры банкротства

Если кредитор будет иметь более 70% всех требований к банкроту, он получит статус собрания кредиторов и комитета кредиторов, со всеми вытекающими из такого статуса правами.

Облегчается процедура банкротства при условии наличия в залоге более 90% имущества должника.

Земельные вопросы

Отдельного внимания заслуживают планируемые изменения в сфере земельного законодательства.

Расширяется возможность оспаривания решения и деятельность Государственного кадастрового регистратора не только в судебном порядке, но и в вышестоящих органах власти. Подробно описывается порядок такой жалобы.

Экспертная денежная оценка земли не будет проводиться с целью отображения земельных участков и прав пользования ими в бухгалтерском учете.

Органам власти и органам местного самоуправления запрещается требовать отчетов экспертной денежной оценки земельного участка, если это не предусмотрено законом;

Строительство без пая

Главная новация закона – отмена паевого участия для инвестора в любом виде.

В законе о регулировании градостроительной деятельности  появится определения адреса, адреса объекта недвижимости, строительного адреса. Прописывается подробная процедура присваивание данных адресов.

Устанавливается, что государственные органы в сфере градостроительной деятельности и архитекторы не имеют право требовать от заказчиков строительства никаких услуг, передачи материальных ценностей и активов (в том числе жилья).

Квалификационные сертификаты, которые были выданы архитекторам без высшего образования на уровне магистра, через месяц будут аннулированы.

Другие изменения для бизнеса

Местным администрациям (исполкомам) дадут возможность присваивать почтовые адреса объектам недвижимости.

Упрощена процедура регистрации юридического лица или физлица-предпринимателя. Информация о выбранной системе налогообложения, о регистрации плательщиком НДС или заявление о включении в Реестр неприбыльных организаций будет подаваться по желанию, а не в обязательном порядке. Для физлица-предпринимателя при регистрации понадобится нотариально подтвержденная копия свидетельства на постоянное проживание.

Упрощается процедура регистрации  и снятия с учета в Пенсионном фонде.

Облегчена и упрощена для нерезидентов регистрация в качестве плательщика ЕСВ.

Судебный сбор можно будет оплачивать с помощью электронных платежных средств

Из хозяйственного оборота полностью вычищено требование наличия печати.

Меняется определение независимой профессиональной деятельности – из нее удаляется научная, литературная, артистическая, художественная, образовательная и преподавательская деятельность, а также врачи, аудиторы, бухгалтеры, инженеры, архитекторы, религиозные миссионеры. Очевидно, что всех их заставят пройти регистрацию в качестве предпринимателей.

В остатке

Подводя итоги, можно сказать, что инициативы, предлагаемые правительством Владимира Гройсмана хотя и полезны, но они принципиально не решают вопрос инвестиционного климата в стране.

Ответы Кабмину следовало бы искать в других местах – в  судебной системе, не гарантирующей права собственности, в высоких процентных ставках, убивающих кредитование производства, в полном отсутствии поддержки украинского экспорта, мертвом фондовом рынке, сложности легального вывода валютных средств.

Да, в коридорах власти сейчас носятся с проектом налога на выведенный капитал   вместо налога на прибыль, но результаты пока не видны.

В то же время не может не настораживать наступление на самозанятых граждан. Власть не устраивает наличие такой социальной прослойки, и она хочет загнать под налоговый и административный учет всех до кого дотянется.

Читайте также по теме