Очередные вызовы на допрос в прокуратуру лидера Радикальной партии Олега Ляшко, которые, похоже, носят сезонный характер и четко связаны с обострением его позиции, на этот раз спровоцировали кампанию по преследованию его однопартийцев в областях. О политической составляющей прокурорских «наездов» свидетельствует и заявление на Фейсбуке пресс-секретаря главы ГПУ Ларисы Сарган.
Дама не удержалась, чтобы не быть эффектной, и написала следующее: «Радикальный вторник». Пока "радикальный" лидер ходит на допрос в НАБУ, "радикальному" депутату облсовета Черкащины сообщено о подозрении. Следствием установлено, что последний в течении 2008-2013 годов, будучи директором-управляющим санацией ДВЗП "Тальное" ГАК "Хлеб Украины", без согласования собственника имущества — Кабинета Министров Украины, без проведения независимой оценки по заниженной стоимости реализовал активы». Вот такая политическая информация, обвинения, явка с повинной и почти приговор в короткой заметке на Фейсбуке Ларисы Сарган.
То, что Ляшко регулярно ходит по прокурорам, общественность знает из его радикальных телекомментариев. Как и знает, что на Ляшко где сядут, там и слезут, какие бы заявления он бы не делал. По крайней мере, так было до сих пор. Что же касается его однопартийца в Черкассах, а это депутат областного совета Александр Коротков, то, что касается его, похоже, политический подтекст, на самом деле, связан с четко выраженной попыткой рейдерского захвата предприятия с иностранными инвестициями ООО КХП «Тальное».
Это успешное, почитаемое партнерами предприятие уже давно бросилось в глаза местным дельцам с растиражированными удостоверениями активистов и контроллеров разного рода на подтанцовке у народных депутатов. Особый интерес в уголовном преследовании Короткова в СМИ высказал и черкасский народный депутат Украины от «Народного фронта» Максим Поляков. Завистники множились, визитеры наглели. Поэтому жизнь директора, особенно в последние годы, не была спокойной.
Как утверждает Александр Коротков, все началось с непристойных предложений от наделенных властью «смотрящих», на которые он приставать категорически отказался. А так, как предложения зависали в воздухе, началось закамуфлированное давление на правоохранительные органы с требованием возбудить против Короткова уголовное производство. Закружились вокруг предприятия топтуны из числа активистов по найму, которые пытались отрезать и свой кусок хлеба. Директор рассказывает, что против него использовались любые аргументы, даже нелепые, как, например, родом из Донецка, а потому имел отношение к регионалам, хотя в Черкассах Коротков живет уже 15 лет и кормит область и государство хлебом. Кампания дискредитации раскручивалась, оппоненты выжидали удобного момента. И возможность не замедлилась.
Не успел Ляшко выйти от прокуроров в Киеве, как черкасский областной прокурор подписал обвинения в отношении Александра Короткова, и суд безотлагательно начал рассмотрение дела о мере пресечения в отношении него.
На днях общественность возмутило дело Мартыненко, которого взяли на поруки, как когда-то пьяницу-сантехника в ЖЭКе, так, может, кто-то рассчитывает перекрыть ее в новостях скандалистом Ляшко.
Но в Черкассах речь идет о действующем успешном предприятии, которое в свое время Александр Коротков спас от краха, вытащив из банкротства. То есть дерибанить есть что. Тем более, что благодаря своему деловому реноме и репутации надежного партнера, Александр Коротков вышел в мощные экспортеры.
Но так было не всегда. Назначен управляющим санацией ДВЗП «Тальное» в 2007-2008 годах Коротков А.Г. в пределах предоставленных ему полномочий и во исполнение решений суда сохранил на плаву проблемное предприятие, тогда как ГАК «Хлеб Украины» — государственная структура — не выдерживала конкуренции на рынке и сыпалась на глазах. Большое количество украинских хлебокомбинатов в то время остановили свою работу из-за неконкурентоспособности, зацентрализованости, неповоротливости в принятии решений наверху. Благодаря же Короткову черкасский комбинат уцелел, были привлечены инвесторы, и ДВЗП «Тальное» не только выжило, но и стало серьезным игроком на отечественном рынке хлебопродуктов. Это, похоже, и сделало его лакомым для тех, кто задумал рейдерскую комбинацию. Ибо, судя по обвинению, которое предъявила прокуратура Короткову и каковое его адвокаты считают притянутым за уши, предоставляя веские контраргументы, можно сделать вывод, что с 2004-го, 2007-го годов все, что происходило с предприятием, вопросов в областной прокуратуры не вызвало. Как по соблюдению законности в деятельности предприятия, так и по выполнению решений судов.
Если следовать прокурорской логике, то перед судами массово должны появиться все директора украинских фабрик и заводов, которые в то время пытались их модернизировать, приспособить к новым условиям хозяйствования, другими словами, спасти от фиаско. Трудно поверить, что черкасским прокурорам потребовалось 10 лет для проверки деятельности ДВЗП «Тальное», это может вызвать сомнения в профессионализме бывших и в ангажированности нынешних.
Александр Коротков и его адвокаты, отвечая на обвинение, выдвинутое прокуратурой, основанное на том, что ДВЗП «Тальное» как государственное предприятие не подлежавшее приватизации, приводят всю доказательную базу, которая свидетельствует об обратном. По этим документам Дочернее производственно-заготовительное предприятие «Тальное» ГАК «Хлеб Украины» (ДВЗП «Тальное») не является объектом права государственной собственности, не подлежит приватизации и не является государственным предприятием. Это подтвердили еще в 2007-2008 годах суды всех инстанций, которые единодушно установили, что предприятие не входит в данный перечень, а значит процедура санации проведена законно и правомерно.
ДВЗП «Тальное» создано путем реорганизации государственного предприятия Тальновский комбинат хлебопродуктов во исполнение Постановления КМУ от 15.11.1997 года № 1218 «Об ускорении приватизации хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий», что зарегистрировано Тальновской РГА (регистрационный № 76 от 08.06.1998 г.).
ДВЗП «Тальное» не содержится в перечне объектов права государственной собственности, поскольку оно не является лицом публичного права, созданным государством. Ни одной ссылки на государственную форму собственности не указано в Уставе предприятия. Это подтверждает и информация из Единого государственного реестра юридических лиц, где среди перечня предприятий, имеющих не менее 25% доли государства в уставном капитале, ДВЗП «Тальное» тоже не указано. Это означает, что такая доля в его уставном капитале отсутствует.
Стоимость имущества при передаче его в уставный капитал вновь созданного общества определялась экспертным путем и с привлечением независимого эксперта согласно законодательству Украины и плану санации. На момент передачи имущества в собственность инвестору (ООО «Тальное») действовало решение суда, которым был утвержден план санации, выполнение которого было обязательным всеми организациями, учреждениями и предприятиями, — заявляют адвокаты.
Они убеждены, что это подозрение и задержание исключительно является способом давления с целью забрать бизнес. Это стандартный вид народнодепутатского рейдерства с привлечением правоохранительных органов. По сути дела, то, по мнению адвокатов, доказательством по уголовному делу должна быть включительно экспертиза, условиям проведения которой есть четкие требования закона. Обвинение же использовало смутный отчет, сделанный частной фирмой неизвестно каким образом в 2016 году. А как можно в 2016-м установить стоимость имущества предприятия по состоянию на 2008 год даже без малейшего осмотра специалистом этих сооружений? Корпуса уже много раз ремонтировались, перестраивались, перестраивались. И понятно, что в те годы предприятие владело совсем не такими активами. Эта справка, озвученная стороной обвинения, вероятно, делалась для яркой картинки и в оправдание несусветной для провинции и судебных дел такого уровня заявленной суммы залога — 55000000. После дела Насирова, похоже, наши прокурорские надолго зашли за облака, играя на власть и средства массовой информации.
Именно 27 апреля черкасский суд определялся с мерой пресечения в отношении Александра Короткова, а тот абсолютно убежденный, что состава преступления в его действиях по спасению предприятия нету, надеялся, что его освободят из-под стражи. Или отпустят после созданного «Народным фронтом» прецедента на поруки депутатов областного совета и других известных в области людей, которые заявили суду о готовности это сделать.
Поддержали своего руководителя и простые работники, прямо в униформе пришли в зал суда и ожидали решения на улице. Люди проявляли среди присутствующих провокаторов, которые пришли с целью оказать давление на суд и создавать массовку против директора. Однако на фоне рабочих комбината эти несколько человек выглядели плачевно.
Если для кучки рейдеров, которые хотят прибрать к рукам предприятие Короткова — это просто спорт с серьезным призовым фондом, то для людей, которые долгие годы проработали на предприятии, кормит хлебом не только Черкащину, — это вопрос благополучия и стабильности их семей.
Суд долго засиживался в совещательной комнате, очевидно, окончательное решение принималось в сомнениях. На таком фактажном безрыбье даже рака поймать трудно. А когда судья вынес вердикт о мере пресечения в виде ареста директора на 60 суток или залог в 3 миллиона гривен, это вызвало возмущение у рабочих предприятия, которые понимают, что за 2 месяца его у них могут украсть предприятие при такой серьезной организации рейдерской атаки.
Дело в Черкассах не рутинное, убеждены эксперты. Такие коллизии с использованием срока давности для подтасовки фактажа, по примеру Черкасс, могут стать серийными. Суды после бестолковой реформы еще более не защищены от политического давления. Если работать по этой схеме, то при соответствующих раскладах, так же легко отжать и «Рошен» у его владельца. Главное, чтобы был заказчик.