В конце минувшей недели в одном из столичных ЖЭКов разразился скандал. Депутат Киевсовета, являющийся по совместительству собственником квартиры в ЖК «Голосеево», который и обслуживает обозначенная жилищно-эксплуатационная контора, вломился в кабинет директора с требованием немедленно передать ему техническую документацию на все три дома жилого комплекса. Встречное предложение прийти в приемные часы народный избранник встретил в штыки, заблокировал кабинет руководства, заявив о бессрочной акции протеста. Пришлось вмешиваться полиции…
Ситуацию можно было бы отнести к курьезам из серии: вот на что идут «народные избранники», чтобы напомнить о себе накануне выборов. Но фигура Гацько здесь, «на районе», достаточно известная.
«Пух» и прах
Еще пару-тройку лет назад молодой «демократ» прославился тем, что на всех доступных ему уровнях всячески препятствовал строительству школы-садика для дошкольников и школьников до 4 класса в их новом микрорайоне.
А став в минувшем году депутатом Киевсовета, и вовсе дошел до того, что лично снял вопрос о разработке документации на участок под школу с обсуждения в Киевсовете.
На первый взгляд все опять-таки очень странно. Гацько – человек семейный, у самого двое маленьких детей, с какой стати ему вмешиваться в благое дело? Тем более, что в планах застройщика детское учреждение значилось изначально (ЖК сдали еще в 2009-м году). Да и лояльность местного электората не завоюешь, если будешь препятствовать столь социально значимому проекту.
Тайна школы-садика, которая упорно не строится уже шесть лет, проста и банальна. На территории жилого комплекса уже есть некое подобие детского заведения, которое называется «Пан Пух».
Правда, это далеко не полноценная школа-садик, а всего лишь частная студия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. И расположена эта студия (вопреки нормам и правилам) прямо в частной квартире. Стоимость нахождения там детей бьет по кошельку даже состоятельных пап и мам (5-6 тысяч гривен в месяц – посещение студии, около 2 тысяч гривен – двухчасовое торжество в честь Дня рождения и пр.). Наконец, вокруг «Пана Пуха» давно вьется шлейф дурной славы. Некоторые родители подозревают, что с психикой их детей воспитатели целенаправленно «работают», по поводу чего два года назад даже проводилась проверка этого учреждения.
Так или иначе, многим молодым родителям деваться некуда, и они отправляют детишек в «Пан Пух», чтобы не тащить их поутру в соседние кварталы. А детская студия приносит своему владельцу совсем недетские доходы.
Зачем, скажите, этому владельцу бесплатная государственная школа-садик под боком? А владелец-то (забыли мы сказать главное!) – никто иной, как …супруга господина Гацько — Марина. Вот и вся тайна.
Хруст купюр заслонил молодому «демократу» белый свет до такой степени, что господин Гацько готов жертвовать чем угодно: репутацией политика, честным именем простого человека, имиджем своей политсилы, которыйе после таких вот поворотов рискует превратиться в прах….
Свои чужие деньги
О «бескорыстии» Гацько, уже много лет позиционирующего себя как рьяного бойца на демократическом фронте, говорилось и писалось немало.
Чемпион Луганской области по боксу, юный Гацько на сломе веков в 1999-м бросает бесперспективную малую родину в городе Брянка (ныне, кстати, находящейся в бедственном положении по причине оккупации) и едет поступать в столичный «нархоз» – к тому времени уже Киевский национальный экономический университет. Студенческие годы посвящает образованию – но не столько по части основных наук, сколько по части умения «правильно» считать чужие деньги.
Гацьцо становится главным специалистом-ревизором отдела бухучета и контроля Главного управления по делам семьи и молодежи КГГА. А параллельно – не теряя времени – на протестной волне начала 2000-х вливается в «грантоедскую» молодежную среду и начинает активно осваивать иностранные деньги. Позже, становится во главе классической «грантоедской» структуры —Всеукраинской молодежной организации «Христианско-демократическая молодежь Украины». Когда же поток иностранных грантов стал скудным, «оперившийся» Василий включился в борьбу за солидные деньги и, как профессиональный политический «боксер», попытался выйти на большой ринг.
Отвлекающий маневр
Его тщедушная организация, переименованная позже в ВМОО «Демократический альянс», была успешно сосватана одному из ключевых игроков украинского политического закулисья – Сергею Левочкину. Тому пришлась ко двору ручная псевдо-политсила под вывеской оппозиционной, которая выполняла бы отвлекающие маневры.
Новосозданное «движение», под чутким руководством политического патрона и донора Левочкина», организовывает демонстративный сбор средств для «независимого» участия в выборах.
Партия позиционировала себя честной и бедной, как церковная мышь, а для получения права на участие в предвыборной гонке нужно было вносить залог около 2,2 млн гривен. Начался, в буквальном смысле, сбор средств по всей стране. Таким образом «Демальянс» убивал сразу двух зайцев: он демонстрировал свою бедность (а значит – и незаангажированность) – и собирал сотни тысяч гривен «неучтенных» денег, за которые никому не придется отчитываться. Второе особенно сильно привлекало Гацько.
В результате «не очень удачной» кампании с шапкой по миру удалось собрать (по официальной версии партии) – около полумиллиона гривен. По неофициальной – которая строится на элементарном подсчете сумм пожертвований – было собрано около 2-х млн. Внимание: почти столько, сколько нужно на участие в выборах. Но – нет. Решили засветить лишь четвертую часть от суммы, политсила сошла с дистанции и Василий Гацько «героически» пошел баллотироваться как мажоритарщик. Естественно, не прошел. Впрочем, это его, надо полагать, мало расстраивало: куш, сорванный в ходе избирательной гонки, компенсировал мелкие неудачи.
Тем временем политическому покровителю партии Левочкину было важно, чтобы «Демальянс» вращался в политических кругах, а не пылился на обочине. Партию готовят к выборам в Киевсовет. Но и здесь жадность не дала лидеру «Демальянса» пройти этот путь с достоинством. По свидетельству общественного деятеля и адвоката Татьяны Монтян, молодой «демократ» попросту воровал деньги, выделенные на выборы. В результате — политсила едва ли не «пролетела» даже мимо Киевсовета: не хватило средств на контроль за избирательным процессом. Отыграть ситуацию и втиснуться в последний вагон избирательной гонки в Киевсовет лидеру «Демальянса» удалось лишь благодаря судебным «играм» и манипулированию с подсчетом голосов. В итоге, Гацько отсудил необходимые 007% и протиснулся в Киевсовет.
Террор как движущая сила
Но воровство стало очевидным, спонсор возмутился, однако сей факт не стал фатальным ни для партии-паразита, ни для самого Гацько. Это стало очевидным на недавних выборах в Чернигове, где схлестнулись два политических монстра в лице Коломойского и партии власти. Кандидат от партии Гацько, занимавший третью позицию в рейтинге, откровенно играл в пользу власти. Что дало возможность политологам предположить: «Демальянс» сменил своего «хозяина» и – как ни в чем не бывало — продолжает зарабатывать на большой политике.
Впрочем, жадность – порок серьезный и слабо поддающийся управлению. История с ЖЭКом – яркий тому пример. «Банальный рейдерский захват, — заявил глава ОСББ «Домашний затишок» Евгений Мозоль. — Это попытка замкнуть финансовые потоки на себе…». С этой точкой зрения согласны и директор ЖЭКа и жители… А что в сухом остатке? За время, пока работа в ЖЭКе была парализована, жильцы в полной мере ощутили коллапс ситуации — переполненные мусорные баки, неубранные дворы, по причине того, что дворники не смогли выйти на работу, суматоха и неразбериха, а около ЖЭКа околачивались парни сомнительной наружности, вызывавшие еще большее недоумение у жильцов. Порядок контролировали…
Спектакль закончился. Однако точку ставить, разумеется, рано. Как и во всех историях с Василием Гацько. В его позорном активе – многомесячные провокации и «раскачивание» сотен и тысяч людей во время последнего Майдана. В свое время политический обозреватель Вячеслав Пиховшек назвал Гацько и ему подобных «циничными политическими авантюристами», главная задача которых – политический террор, а при необходимости – и применение силы. Очевидно, что жертвами этого террора мы уже становились, причем, неоднократно. И страшно, что можем еще не раз таковыми стать.