Практически всю прошедшую неделю трибуна Верховной Рады была заблокирована депутатами от оппозиции. Представители парламентского меньшинства требовали открытия уголовного дела по факту избиения экс — премьера Юлии Тимошенко и отстранения от дел Генерального прокурора Украины, главы пенитенциарной службы. Но, фракция Партия регионов заняла довольно сдержанную позицию и вопреки ожиданиям дала возможность оппозиционным политикам «постоять возле трибуны». Только в пятницу, под вечер, парламентариям пришлось провести внеочередное заседание в связи со взрывами в Днепропетровске. Воспользовавшись моментом , регионалы, «под шумок» протянули еще ряд вопросов, принятие которых тормозилось всю неделю….
Три дня без работы..
Работа Верховной Рады Украины была заблокирована еще в среду, в оппозиционный день. Представители парламентского меньшинства выдвинули ряд требований, пригрозив, что без их выполнения трудится народным избранникам в стенах парламента, не придется. /> В частности фракции «НУ-НС» и БЮТ-Батькивщина потребовали открытия уголовного дела по факту избиения Юлии Тимошенко, отстранения от должности генпрокурора Виктора Пшонки и председателя Государственной пенитенциарной службы Украины Александр Лисицкова, а также увольнения всех участников конвоя экс-премьера, которому приписывают ее избиение.
«Мы будем блокировать трибуну до тех пор, пока наши требования не будут выполнены», — прокомментировал председатель фракции «БЮТ-Батькивщина» Андрей Кожемякин и удалился на совещание в кабинет спикера Владимира Литвина.
Несмотря на длительные переговоры, практически сразу стало очевидно, что на уступки не пойдет ни одна сторона. «Да это глупость какая-то, как мы в парламенте, сможем кого-то увольнять или открывать уголовные дела. Это не полномочия Верховной Рады, поэтому и речи быть не может о выполнении требований оппозиции», — заявил депутат от фракции Партии регионов Михаил Чечетов.
Регионалы с самого начала дали четко понять, что не будут мешать блокированию трибуны, а потому слухи о возможной «силовой ликвидации» проблемы, скорее исходили от парламентского меньшинства. «Они (оппозиция- ред.) только и ждут, что мы набросимся на них ночью или когда уйдут журналисты… А я вам скажу не будет такого, пускай блокируют. Драки не будет. Кастеты спрятаны надолго….», — пытался иронизировать регионал Ярослав Сухой.
Два дня разговоров, споров и предложений в кабинете Владимира Литвина ситуацию не разрешили – Верховная Рада по-прежнему не работала, а политические силы оставались на своих принципиальных позициях.
Объяснялось спокойствие партии власти довольно легко — все важные вопросы уже приняты. Именно поэтому блокирование трибуны даже сыграло на руку регионалам — ведь такой ход событий позволил им отложить рассмотрение ряда «невыгодных» как для начала избирательной кампании законопроектов.
Единственное, что осталось без логического завершения – это присяга нового уполномоченного Верховного Совета по правам человека Валерии Лутковской, без которой она не могла приступить к обязанностям. Этот факт прекрасно понимали в оппозиции, а потому практически сразу же выставили еще одно требование. «Мы не дадим Лутковской принять присягу и требуем создать комиссию по расследованию нарушений во время голосования за ее кандидатуру на должность омбудсмена», — заявил лидер объединенной оппозиции фронтовик Арсений Яценюк.
«Подлила масла в огонь» и формально действующий Уполномоченный по правам человека Нина Карпачева, которая неожиданно подтвердила факт избиения Тимошенко. Представитель Нины Карпачевой осуществил визит к экс-премьеру и документально подтвердил, что, мол, синяки есть, а чтобы сомнений не оставалось, еще и сфотографировал их. Эти фотоснимки Нина Карпачева продемонстрировала европейским послам, а вскоре они попали и в средства массовой информации.
Как бы там ни было, но уже в пятницу, фракция Партии регионов заговорила совсем в другом тоне. Первыми назревший конфликт почувствовали журналисты, когда, утром они не смогли попасть на свои рабочие места. «Если не работает парламент – ложа прессы также не должно работать», — объяснялось в обращении Партии регионов к руководству Верховной Рады. Регионалы решили, что журналисты могут освещать события только в пленарные дни, а планерные заседания не проходят вот уже целую неделю. «А когда вы блокировали целый месяц трибуну парламента, то прессе никто не запрещал присутствовать в зале», — возмущались журналисты. «Такой нормы нет в регламенте Верховной Рады, более того, это нарушение Конституции Украины, это наступление на свободу слова», — заявил глава Комитета по свободе слова Юрий Стець.
Через час выяснений и возмущений ложу прессы таки открыли. Правда, зайти туда можно было по журналистскому удостоверению, что само по себе было нелогично, ведь без парламентской аккредитации, представители СМИ вообще не попали бы в здание парламента. «Я знаю, что из меня сделают крайнего, но вы поймите, я должен способствовать работе парламента, должен искать компромисс..», — невнятно объяснял свое разрешение не пускать журналистов Владимир Литвин.
Видимо, старания спикера не были оценены в оппозиции, поскольку переговоры все больше заходили в глухой угол. «Я готов был выполнить все их требования. Хотите прокурора – разблокируйте парламент и мы заслушаем информацию с трибуны. Хотите расследования — так парламент не открывает уголовные дела…Все мои предложения заходили в тупик. Считаю, что действия оппозиции не более чем политическая провокация», — подытожил завершение пленарной недели Владимир Литвин.
Тем временем во фракции Патии регионов дали четко понять, что если понадобиться парламент будет работать. Как уточнил, «главная рука» партии Михаил Чечетов действовать будем «интеллигентно, корректно и без шума». Более того, заговорили о возможности проведения внеочередного заседания в субботу. Правда оппозиционеры тут же предупредили, что будут блокировать и в этот день.
«Пускай блокируют: мы уже все приняли…»
В пятницу в 16.00, когда практически все представители СМИ уже покинули здание парламента, Верховная Рада неожиданно заработала. Поскольку парламентская трибуна и дальше была заблокирована депутатами-оппозиционерами, то первый вице-спикер Адам Мартынюк вел заседание с небольшой боковой ложи, где находятся места депутатов-регионалов Рината Ахметова и Виктора Януковича-младшего. Причина столь внезапной работы депутатов — необходимость заслушать информацию представителей правоохранительных ведомств по поводу взрывов в Днепропетровске.
Депутаты фракций «НУ-НС» и «БЮТ-Батькивщина» вынуждены были уступить, учитывая чрезвычайное положение, но предупредили, что парламент должен рассматривать только ситуацию с терактами в Днепропетровске.
Заместители главы СБУ, МВД, Генпрокуратуры и министр по чрезвычайным ситуациям Виктор Балога сообщили то, что все уже знали и без них, и воздержались от ответов на вопрос о том, какие версии рассматривает следствие.
Воспользовавшись открытием заседания, депутаты рассмотрели еще несколько вопросов, а напоследок новоизбранный Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская приняла присягу. Бютовцы и нунсовцы, всю неделю блокирующие работу Верховной Рады, так и остались стоять возле трибуны. Все что оставалось парламентскому меньшинству это проскандировать «Ганьба!» Возмущениям оппозиционеров не было предела. После закрытия внеочередного заседания, Арсений Яценюк назвал действия власти «политическим мародерством», уточнив, что «на крови Днепропетровска» регионалы протащили ряд своих вопросов. Не признала оппозиция и присягу Лутковской.
Тем не менее, парламент заработал, как только это понадобилось. Чтобы уже потом не говорили оппозиционеры, но Валерия Лутковская приняла присягу, а само заседание прошло без нарушений, несмотря на то, что первый вице-спикер провел его не со своего привычного места. Все действия парламентского меньшинства, на протяжении пленарной недели свелись к нулю, в очередной раз продемонстрировав беспомощность оппозиции.
Покидая Верховную Раду, бютовцы пообещали, что на следующей неделе Верховная Рада снова будет заблокирована. Но кому уже страшны подобные угрозы? «Пускай блокируют, все, что нам надо мы уже приняли», — подытожил депутат от фракции Партии регионов Владимир Олийнык.