Андрей Кислов
06:00 15/06/2018

Итоги «Нормандской четверки»: миротворцев не будет до выборов-2019

Миротворцы ООН могут прибыть на Донбасс только после прогресса в выполнении Минских соглашениях, считают западные партнеры. Но  в выполнении «Минска» нет единства среди украинских политических сил, — отмечают эксперты.

Снова «формула Штайнмайера»

Министры иностранных дел  «Нормандской четверки» — Германии, Франции, России и Украины на встрече в Берлине не нашли взаимопонимания по главному вопросу переговоров – о параметрах миротворческой миссии ООН  на Донбассе.

Министр иностранных дел Франции Жан Ив Ле Дриан заявил: «Мы вместе с Германией готовы помочь в разработке формата миротворческой миссии ООН, после того как реализация Минских соглашений это позволит».

А глава МИД Германии Хайко Маас констатировал: «Видения форматов миротворческих миссий стали еще более далекими друг от друга… Продолжатся консультации по разработке плана реализации формулы Штайнмайера».

Политолог Елена Дьяченко отметила: «Не видят Франция с Германией миротворческой миссии, а план Штайнмайера видят. Банковой пора это признать, и придумать, как объяснить свой провал».

Примечательно, что министр иностранных дел России Сергей Лавров так же упомянул о формуле урегулирования конфликта на Донбассе, предложенной в 2015 году Франком-Вальтером Штайнмайером, который в то время был министром иностранных дел Германии, а теперь стал президентом ФРГ.

«Прежде всего, говорю о том, о чем договорились наши лидеры: разведение сил и средств в трех пилотных районах, лично обозначенных на карте лидерами четырех стран и выполнение «формулы Штайнмайера», — заявил Сергей Лавров.

Напомним, что «формула  Штайнмайера» подразумевает принятие Верховной Радой во втором чтении поправок в Конституцию, по которым Донбасс получит особый статус, и проведение там местных выборов.

Последовательность такова: сначала запускается в действие закон о выборах, потом отводятся войска. Затем проводятся выборы и после их признания ОБСЕ, Донбассу предоставляется особый статус. А после этого – полный вывод незаконных вооруженных формирований и возвращение Украине контроля над границей.

Лавров посетовал, что «формула Штайнмайера» была одобрена в 2015 г. и подтверждена в 2016 г.,  а украинская сторона до сих пор «не позволяет этой формуле лечь на бумагу и обрести юридическую значимость». «Сегодня мы об этом также говорили и наши французские и германские коллеги нас в этом поддержали», — заявил он.

По вопросу миротворцев Лавров тоже высказался, заявив, что «украинские коллеги» и «американские представители» хотят, дескать, превратить миротворческую миссию в «некую военно-политическую комендатуру», которая возьмет под контроль всю территорию ДНР И ЛНР.

«Мне кажется, французы и немцы понимают нашу логику. Украинские коллеги пока настаивают на том, что именно такой, абсолютно противоречащий Минскому комплексу мер подход, будет их устраивать», — заявил он.

Примечательно, что министры иностранных дел Украины и России провели встречу «тет-а-тет» в рамках встречи в «Нормандском формате» в Берлине. После чего глава МИД Украины Павел Климкин сказал СМИ, что между представлениями Москвы и Киева о миротворцах  «лежат миры».

Сначала Минск — потом миротворцы

Павел Климкин настаивает, что миротворческие силы  ООН должны получить реальный мандат по разоружению незаконных вооруженных формирований на всей территории Донбасса. Он пояснил, что по российской версии миротворцы смогут  только сопровождать наблюдательную миссию ОБСЕ и вдоль линии соприкосновения, и на оккупированной территории, но не способны делать ничего другого. Это, по мнению Климкина, «тотально фейковая миссия».

А позиция украинского МИД  заключается в том, что миротворцы должны прийти сразу на всю территорию, неподконтрольную украинской власти.

«Они должны получить реальный мандат, мандат влияния, мандат по разоружению, мандат по контролю совместному с ОБСЕ над отводом тяжелого оружия, над поиском тяжелого оружия, которое скрыто», — подчеркнул Павел Климкин.

Отметим, что ведение миротворческой миссии – сфера полномочий Совета безопасности ООН. Решение не может быть принято без согласия России, поскольку та является постоянным членом Совета безопасности ООН, и обладает правом вето.

Тем не менее, в Украине считают, что для развертывания миротворческой миссия ООН нужна только одна вещь: «додавить Россию». Так заявляет Президент Порошенко. По его словам  уже более 40 стран готовы направить миротворцев в составе миссии ООН.

Министр обороны Украины Степан Полторак заявляет, что понадобится около 40 тысяч миротворцев. «Если речь идет о поддержании мира, то, по нашим расчетам, миссия может составить от 10 до 25 тысяч. Если речь будет идти о принуждении к миру, то цифра может быть 35 — 40 тысяч», — подсчитал он.

Ранее был обнародован доклад, подготовленный под эгидой фонда экс-генсека НАТО Андерса фог Расмуссена, который на данный момент является советником Петра Порошенко. Цифры в «докладе Расмуссена» были скромнее – миротворческие силы  должны состоять из 20 тысяч человек. Важную роль должны сыграть европейские страны не входящие в НАТО, такие как Швеция, Финляндия или Австрия.

Все подобные расчеты сталкиваются с одной реальностью, что миротворцы ООН могут  прибыть на Донбасс только после прогресса в  выполнении Минских соглашениях. То есть,  после выполнения обязательств украинской стороны, упомянутых в «формуле Штайнмайера»: конституционная реформа, особый порядок местного управления на Донбассе, выборы.

«Нужно добиться успеха в процессе выполнения Минских договоренностей, после чего можно рассматривать операцию по поддержанию мира», — сказал он на пресс-конференции по итогам «нормандской встречи»  глава французского МИД Жан-Ив Ле Дриан.

Таким образом, вопрос упирается в готовность украинской стороны выполнить обязательства Минска.

Эксперт-международник Андрей Бузаров  констатирует, что тема урегулирования конфликта на Донбассе считается одной из ключевых и самых важных в украинской политике, но политические партии  расходятся во мнениях.

«Правящая партия БПП «Солидарность», как мы знаем, делает основную ставку на поддержку Запада в этом вопросе. Аналогичная ситуация и с ВО «Батькивщина», которая делает акцент на более активное сотрудничество с НАТО и западными партнерами. В свою очередь, «Оппозиционный блок» для более эффективного диалога по урегулированию предлагает трехсторонние переговоры между Украиной, РФ и непризнанными республиками», — перечислил  Бузаров.

 

 

 

Читайте также по теме