Юрий Шпак
06:00 20/04/2017

Итоги первых шагов национализации украинских активов на оккупированном Донбассе

Идея национализировать частные украинские предприятия в ДНР-ЛНР явно родилась «с колес», при этом никакого конкретного плана не было. Учитывая, что Захарченко и Плотницкий руководствуются исключительно инструкциями из Москвы, операцию задумали именно там. Что же сегодня происходит на неконтролируемых территориях Донбасса с украинской промышленностью?

Как известно 27 февраля главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий потребовали от Киева прекратить блокаду Донбасса до 1 марта. В связи с невыполнением украинским правительством требований было введено внешнее управление на 43 предприятиях украинской юрисдикции.

В самом ДНР стараются избегать слово “национализация”, предпочитая “внешнее управление”. Действительно, чтобы национализировать, необходимо обладать как минимум юридической субъектностью. В ДНР-ЛНР с этим трудности.

Высшие должностные лица республики, подчеркивают в комментариях для СМИ, что форма собственности у заводов, шахт и прочего «национализированного» имущества юридически не меняется, так же, как и владельцы.

Национализация пока понимается, как полный переход под правовое поле самопровозглашенных республик.  

Желание прибрать к рукам чужие активытакже идеологически прикрывается риторикой “социальной справедливости”, “государства — эффективного собственника”, плановой экономики (у нас маленькая территория — нам удобно управлять).

По признанию экономистов ДНР, например, Романа Лепы, из контролируемых ДНР предприятий более двух лет, стабильно работает только энергетический сегмент. А на других активах, том же заводе «Донгормаш», не говоря уже о Горловском машиностроительном и бывшем ДЭМЗ, переименованном в «Юзовский металлургический завод», сроки запуска которых постоянно откладываются, эффективность республиканского менеджмента пока не проявилась.

Фактически, в ДНР отсутствует публично артикулированный план управления “отжатыми” предприятиями. Не ясны ни права, ни обязанности, ни полномочия. А чем больше проходит времени, тем меньше шансов на восстановление работы этих предприятий.

Отсутствует в псевдореспубликах и надлежащего уровня класс собственников и управленцев, способного управлять конфискованными предприятиями, что и толкает террористов к плановой “государственной” экономике.

Ахметов уже сейчас начал переманивать кадры. Метинвест заявил, что сотрудникам «национализированных предприятий будут предложены варианты трудоустройства на предприятиях компании на контролируемой территории Украины: в Запорожье, Кривом Роге и Мариуполе».

Тактика ДНР была сформулирована директором по кадрам макеевского коксохима Александром Морозовым: «Внешнее руководство обеспечит нас сырьем и рынком сбыта».

Если почитать последние новости на официальных сайтах ДНР-ЛНР, то в них превалируют различные успокаивающие встречи с трудовыми коллективами, анонсы выплат зарплат, начало производственной деятельности, обещания экспорта в РФ. При этом«подъемные» выплаты получат только предприятия, которые с началом нового витка блокады Донбасса находились в «замороженном» состоянии.

Новости о фактических выплатах практически отсутствуют.

Чувствуя, что ситуация заходит в тупик, лидеры ДНР начинают придумывать «успехи». Так лидер ЛНР Игорь Плотницкий заявил журналистам о планах поставок «черного золота» на полуостров. По его данным, Луганская Народная Республика за два года намерена отправить в Крым 3,5 млн тонн угля.

В то же время, годом ранее, оккупационные власти Крыма сообщали, что общая потребность бюджетных учреждений полуострова в угле на осенне-зимний период составляет всего 49,6 тыс. тонн. Кому нужны в Крыму 3,5 млн тонн угля, — неизвестно…

Еще один «фронт работ национализаторов» – опустошение складов готовой продукции. Речь идет о предложении распродать выявленные остатки металлургического производства со складов взятых под контроль предприятий, общая стоимость которых составляет более двух десятков миллионов долларов,

Впрочем, некоторые механизмы экономического выживания национализированной собственности в ДНР остается. По информации СМИ, настройкой бизнес-схем в оккупированном Донбассе занялись экс-министр энергетики Эдуард Ставицкий и олигарх времен Януковича — Сергей Курченко.

Бизнес-партнеры решили систематизировать финансовые и товарные потоки в угольной промышленности и экспорте металлолома с захваченных территорий за рубеж и в РФ. Так, схема проста – уголь через Таганрог попадает в Марокко, а после в страны Южной Европы, в частности Италию. Именно оттуда бенефициары швейцарской компании Flame SA. Она, кстати уже была замешана в скандале с контрабандой угля из ОРДЛО», — утверждает источник.

Уголь, который попал в Таганрог, автоматически становится российским. Иными словами, сырье оформляется на российские компании и уже они легально продают его в Европу, либо же далее в Россию.

Основная надежда ДНР-ЛНР на рынки Российской Федерации. Но пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков, отвечая на соответствующий вопрос, не стал уточнять, готова ли Россия открыть свои рынки для предприятий ДНР и ЛНР.

Текущая ситуация на некоторых предприятиях

Донецкий металлургический завод

31 марта сотрудникам была обещана первая зарплата от властей ДНР. В то же время по признанию главы Ленинского района Беляева еще неизвестно, когда завод будет запущен в работу, так как на предприятии пока нет сырья.

Енакиевский металлургический завод

7 апреля глава ДНР пообещал первую партию сырья для работы завода. По другим данным сроки запуска ЕМЗ сдвигаются на август 2017. Рабочим обещаны подъемные – они будут разовые, 2/3 от ставки.

В данный момент завод стоит, люди без работы, на днях разграбили базовую станцию сотовой связи.

Донецкий электротехнический завод

Местные власти утверждают, что завод возобновил работу. Руководство сообщает, что началась отгрузка продукции в Российскую Федерацию. По информации министерства промышленности и торговли ДНР, на заводе из 445 работников согласились работать на «национализированном» предприятии только около ста.

Шахта им. Засядько

По утверждению властей ДНР практически все сотрудники донецкой шахты им. Засядько поддержали решение властей о введении внешнего управления на предприятии.

По информации из социальных сетей, «национализированной» боевиками шахте Засядько выдали аванс за март, однако полученные суммы неприятно удивили горняков. Люди жалуются, что деньги выплатили пока лишь части сотрудников, к тому же сумма выплат серьезно разочаровала шахтеров. В своих комментариях люди пишут: «По авансу нажухали всех», «У меня 2000, непонятно почему».

Шахта принадлежит украинскому депутату Ефиму Звягильскому, лояльного к властям ДНР.

ПАО «Укрзализныця»

На неконтролируемой территории Луганской области с 7 апреля на объектах «Укрзализници» установлена временная администрация. Создано государственное унитарное предприятие ЛНР «Луганская железная дорога».

Большинство железнодорожников в Донецке было оформлено в филиале ПАО "Краснолиманская железная дорога". Всего на оккупированной территории продолжало работать на «Укрзализныцю», ни много ни мало, — 150 тысяч человек.

В 20-х числах марта на прошлой неделе управляющему составу железнодорожников в Донецке раздали трудовые книжки под присмотром силовых структур "ДНР", после кабинет отдела кадров был опечатан.

Стирол

Власти признались, что не имеют возможности запустить основное аммиачное производство, до тех пор, пока от Горловки не отодвинулась линия фронта и пока существует угроза артобстрела со стороны ВСУ.

Пока прорабатываются вопросы запуска «по органике». В последнем пресс-релизе было сказано: «входе встречи представителями трудового коллектива поднимались самые разнообразные вопросы. Среди основных тем, беспокоивших «стироловцев» — выплата заработной платы, прием сотрудников на ГП «Cтирол», а также оказание социальной помощи Совету Ветеранов. По всем вопросам были даны исчерпывающие ответы и разъяснения». Ответы вместо зарплаты.

При этом горожане боятся того, что завод просто разворуют. В социальных сетях пишут комментарии люди, причастные к «Стиролу»: «Один мой знакомый, который был не мелким начальничком на «Стироле», еще зимой говорил: если до лета завод не запустят, можно пилить на лом!».

Ясиновский коксохимичекий комбинат

После введения внешнего управления был вынужден остановить свою работу Ясиновский коксохимический комбинат, расположенный в Макеевке, как сообщает близкий к холдингу "Метинвест" донецкий предприниматель Мансур Натхоев. «Кокс шел на склады ДМЗ, пока тот не остановился, теперь по домам отправили и рабочих в Макеевке».

ПАО «Укртелеком»

На территории республик прекратил работу и крупнейший украинский оператор связи "Укртелеком", что также принадлежит холдингу Ринату Ахметова. В министерстве связи ДНР, правда, после этого заявили: все сотрудники предприятия переводятся на работу в компанию "Комтел" (новый государственный оператор), а зарплату им будут платить из бюджета республики.

Шахта Комсомолец Донбасса

6 апреля поступила информация с шахты «Комсомолец Донбасса» -денег не платят, технику безопасности не соблюдают, ремонтировать нечем — нет крепежного леса.

Другие шахты

Так, в социальных сетях местные жители возмущены заявлением Захарченко о сокращении задолженности по зарплатам шахтерам. Так, Захарченко заявил, что пятимесячная задолженность горнякам уже уменьшена до «всего» 1.5 месяцев долга и в течение текущего года «вся задолженность будет полностью погашена».

В то же время шахтеры и их жены обвинили Захарченко в неадекватности и наглой лжи, сообщая абсолютно обратную ситуацию с долгами по зарплате. Они пишут, что задержки с выплатой зарплаты появились не только у горняков, но и у работников железной дороги, что было спровоцировано широко разрекламированной «национализацией» украинских заводов.

Скорее всего, в ДНР-ЛНР сохранятся самые примитивные производства в виде добычи угля и энергогенерации для внутренних потребностей. Рынки РФ не нуждаются в продукции Донбасса, разве что в первое время будут идеологические акции и демонстративные поставки — экономической роли они не будут нести. Главный профит будет заключаться в опустошении складов и порезки производств на металлолом, недовольное население будет поставлено перед выбором — или молчать, или рыть окопы.

Читайте также по теме