В ходе восьмой сессии Рада выполняла требования западных партнеров, но не приняла Избирательный кодекс и не назначила новый состав Центризбиркома. По мнению экспертов, такая неторопливость свидетельствует о нежелании ничего менять — старый ЦИК и «мажоритарка» устраивают власть.
Не успели назначить счетчиков голосов
Новая сессия Верховной Рады начнется 4 сентября. А прежнюю сессию Рады VIII созыва закрыли 13 июля. Восьмая сессия длилась с февраля 2018 года, но, уходя на каникулы, депутаты не успели обновить состав Центральной избирательной комиссии (ЦИК)
Политолог Алексей Якубин констатирует, что решение вопроса сорвалось из-за внутреннего конфликта между фракциями коалиции — Блоком Петра Порошенко (БПП) и «Народным фронтом» (НФ).
«Между БПП и Народным фронтом есть большое недоверие друг к другу. В первую очередь, это касается кадровых вопросов» — говорит Якубин.
Напомним, что еще в феврале Президент подал в Раду список членов будущего Центризбиркома, в котором имеется 14 кандидатур. Все они прошли спецпроверку, поэтому каждый может претендовать на должность, хотя вакантных мест всего 13. Таким образом, один из кандидатов не пройдет в ЦИК, сформированный из представителей разных фракций.
Спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявлял, что вопрос изменения состава Центральной избирательной комиссии можно решить путем увеличения количества членов Комиссии – внеся изменения в закон о Центризбиркоме.
Фракция НФ потребовала, чтобы Президент внес новое представление за принятие нового состава ЦИК, но настаивают на новом представлении президента. «Ситуация, когда представление президента содержит 14 кандидатов на 13 должностей членов ЦИК, по меньшей мере, непонятна. Выйти из нее можно только через новое представление президента – с тринадцатью фамилиями на тринадцать вакансий», – заявил глава фракции НФ Максим Бурбак.
Но фракция БПП заявила о готовности отозвать из уже поданного в Раду представления Президента одного из своих кандидатов на должность члена ЦИК. Поскольку механизма отзыва нет, фракция «Блок Петра Порошенко» предложила не голосовать за назначение членом ЦИК одного из своих кандидатов (доцентата кафедры конституционного и административного права Киевского национального университета им.Т.Шевченко Ольги Лотюк).
Если депутаты договорятся, в новом составе ЦИК у БПП будет 6 человек, у НФ – 5. Радикальная партия, «Самопомощь», «Батькивщина» группы «Видродження» и «Воля народа» получат по одному месту. «Оппоблок» не будет представлен.
Политолог Кирилл Молчанов отмечает, что проблема возникла из-за президентского представления, в котором имеется «лишний» кандидат, но нового представления Глава государства не вносит. По мнению политолога, Президент Петр Порошенко намеренно затягивает голосование за новых членов Центральной избирательной комиссии. «Предполагаю, что Порошенко будет пытаться протащить своих членов в ЦИК осенью. Если ситуация будет тупиковая, то выборы будут проходить со старым составом Центризбиркома», — сказал К. Молчанов.
Напомним, что срок полномочий 12 из 15 членов Центризбиркома, включая его председателя Михаила Охендовского, закончился еще 1 июня 2014 года. В июне 2016 года Порошенко уже вносил в Верховную Раду представление на увольнение 12 из 15 членов ЦИК и назначения 11 новых, но до голосования в парламенте тогда так и не дошло. А 3 февраля 2017 года истек срок полномочий уже 13-го члена комиссии.
Не успели изменить систему выборов, но выполняли требования Запада
Кирилл Молчанов считает, что Президенту Порошенко, в случае неудачи попытки протащить большинство «своих» людей в Центризбирком, будет выгоден старый состав ЦИК.
«Он может намеренно тянуть с голосованием ЦИК, чтобы в случае с неудовлетворительных результатов выборов их оспорить, заявив о нелегитимности Центральной избирательной комиссии»,- предположил политолог.
Примечательно, что в ходе восьмой сессии Раде не смогла принять во втором чтении Избирательный кодекс, прошедший первое чтение 7 ноября 2017 года. Документ предусматривает пропорциональную систему с открытыми списками. Предполагается, что избиратель будет голосовать не только за партию и кандидата, но и определять их порядковый номер по количеству голосов, отданных за кандидата, будет определяться его место в списке партии, если та одолеет проходной барьер для прохождения в парламент.
Венецианская комиссия не рекомендует вносить какие-то изменения в избирательное законодательство за год до выборов, а парламентские выборы намечены на октябрь 2019 года. Поэтому спикер Андрей Парубий заявил, что Верховная Рада должна одобрить Избирательный кодекс во втором чтении не позднее сентября текущего года, рассмотрев 4,5 тысячи поправок.
Но глава аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что проведение выборов по новому избирательному законодательству не входит в планы нынешней власти, так как в противном случае она останется за бортом украинской политики. Поэтому кодекс не будет принят, или будет изменен до неузнаваемости.
Срыв избирательной реформы будет означать, что парламентские выборы по-прежнему будут проходить по смешанной системе, когда половина Рады избирается по спискам партий, а половина — в округах.
«Украинская власть меньше всего заинтересована в изменении избирательной системы, поскольку в случае проведения выборов по пропорциональной системе с открытыми списками она просто проиграет. Для многих провластных депутатов это будет означать не только потерю мандатов, но, возможно, и потерю свободы», — подчеркнул А. Золотарев.
Эксперт считает, что власть, несмотря на требования общественности, постарается максимально оттянуть изменение избирательного законодательства, как делала в ходе восьмой сессии Рады.
Отметим, что одним из важнейших решений Рады на восьмой сессии стало законодательное обеспечение создания Высшего антикоррупционного суда. Принятие соответствующих законов было одним из требований Международного валютного фонда (МВФ) для выделения Украине очередного транша кредита в 1.9 млрд. долл.
Так же на восьмой сессии Рада приняла 20 законов для выполнения соглашения об ассоциации с ЕС. Спикер Андрей Парубий не уточнил, насколько продвинулась страна в процессе имплементации Соглашения об Ассоциации (в 2017 году Украина выполнила только 41% задач).
Несмотря на 20 принятых законов, нынешним положением дел в Евросоюзе недовольны. В июне Глава Представительства Европейского Союза в Украине Хьюг Мингарелли констатировал, что имплементации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС препятствуют «популисты и олигархи».