Национальный банк ожидает повышения цены на газ для населения для получения следующего транша Международного валютного фонда (МВФ). Об этом сообщил глава НБУ Яков Смолий в ходе встречи с банкирами. Почему миссия МВФ уехала из Украины ни с чем и когда ожидать следующего транша? Насколько в результате повысится стоимость газа для населения и какие еще требования МВФ выдвигало Украине – с такими вопросами ГолосUA обратился к экспертам.
Почему миссия МВФ уехала ни с чем
Подытоживая визит миссии МВФ в Киев, Смолий отметил, что диалог в целом был конструктивным. «Переговоры продолжаются. Вопросов к Национальному банку нет, ждем необходимые шаги — приведение тарифов на газ до рыночного уровня, а также на окончательное урегулирование отдельных вопросов государственного бюджета. Мы настроены оптимистично», — рассказал Смолий.
Эксперты отмечают, что «антисоциальные требования МВФ» не являются именно их требованиями. А, скорее, предложением наших властей в том аспекте, как они собираются возвращать долги. И конечно, не из их карманов, а за счет простых людей. Тем не менее, в отличие от газовых вопросов (с которыми наши власти не торопятся из-за выборов), остаются и действительно дискуссионные вопросы – такие, как вопросы с антикоррупционными структурами. Ведь как МВФ, так и наши власть имущие, хотят сохранить за собой контроль за государством. Вопрос в том, кто победит.
«Миссия МВФ уехала ни с чем. Ответа однозначного, будет транш или не будет, не было. Они этот вопрос отложили. Есть информация в СМИ, что МВФ выдвигает 4 условия. Одного повышения цены на газ недостаточно. Кроме повышения цены на газ, с которым правительство не согласно, и не потому, что оно такое правильное, а потому что оно понимает, что в канун выборов им не нужен очередной удар и негатив со стороны населения. Ведь люди крайне негативно относятся к увеличению цены на газ, как и к увеличению других тарифов. Тут еще 3 пункта от МВФ: это сбалансированный бюджет, это традиционно антикоррупционная борьба и реорганизация фискальной службы. МВФ – орган влияния на экономическую ситуацию в Украине. Если они ставят задачи реформирования различных госструктур, определяют те или иные тарифы, то, понятно, это очень уязвимая сторона украинской власти. Я считаю, что это негативные тенденции. Об этом говорили многие политики, деятели, что сотрудничество с МВФ несет больше негатива, больше минусов для экономики, для самой страны», — заявил политолог Валентин Гайдай.
Финансовый кнут Запада
Фактически можно говорить, что это такой финансовый кнут Запада в вопросе финансового и экономического влияния на суверенное государство, отметил В. Гайдай
«Поэтому тут, конечно, задача наших властей сложная. Не выполнить эти условия нельзя. Но и выполнить — это тоже смерти подобно. Я возвращаюсь к цене на газ. Украинцы очень болезненно относятся к этим инициативам. И что делать в этой ситуации? Правительство, очевидно, будет консультироваться и пытаться «пролезть между струйками». Я повторяю, не выполнить требований МВФ, и проигнорировать настроения украинцев и их отношение к повышению тарифов тоже оно не может. Есть еще вариант макрофинансовой помощи от ЕС. В начале сентября представитель ЕС приезжал в Киев, подписал меморандум о выделении частями этого транша. Но тут тоже все неоднозначно. Ведь, по соглашению, эти деньги должны пойти на поддержку золотовалютных резервов. А как мы знаем, транши от МВФ у нас принято проедать под различные социальные выплаты и так далее. Так что все не так однозначно. Я считаю, что наши власти сами загнали себя в глухой угол подобным одалживанием, подобным сотрудничеством с МВФ и другими институциями. Ведь кредиты надо было брать для поднятия и развития экономики, а не для проедания. Поэтому они сейчас остаются у разбитого корыта», — говорит он.
Первый результат визита миссии МВФ – Меморандум между правительством и МВФ окончательно не был подписан. Что это значит? Это значит, что на данный момент миссия не успешно завершила свою работу, считает политолог Алексей Якубин.
Получение кредита откладывается минимум на полгода
«Обычно, когда миссия успешно завершает свою работу, то подписывается меморандум. В данном случае меморандума нет. Несмотря на то, что мы слышим, что продолжаем находиться в контакте, поддерживаем контакт, переговоры идут, но по факту меморандума нет. Это говорит о том, что получение транша МВФ откладывается минимум на полгода. Насколько я понимаю, в правительстве рассчитывали, что будет подписан новый меморандум в контексте подписания новой программы. Киев обсуждал с МВФ замену определенных условий, например, обсуждалась формула повышения цены на газ на 23,5% в этом году, в следующем году тоже — до 25%. Плюс, чтобы был социальный секвестр бюджета, то есть, в проекте бюджета, который правительство подало, не будет увеличен бюджетный дефицит, то есть, соответственно, не будут увеличиваться статьи, связанные с социальными выплатами», — заявил А. Якубин.
Это как бы станет основой для того, что МВФ согласится на новую программу взаимодействия с Украиной и тем самым дало возможность, как рассчитывало правительство, получить первый транш около 1 миллиарда долларов сейчас без условий и ближе к концу года еще миллиард, отметил он.
«Но так как переговоры закончились ничем, не был подписан меморандум, соответственно, эти планы переносятся. Если даже будет достигнута договоренность с МВФ, то, скорее всего, Украина сможет получить деньги по самому оптимистическому варианту в конце года после принятия бюджета, когда МВФ сможет увидеть, что правительство Украины сдержало свое слово и не усилило бюджетный дефицит. И заложило те параметры, которое правительство обсуждало с МВФ, в том числе по цене на газ. Насколько я понимаю, параллельно с этим МВФ выдвигал еще несколько дополнительных требований, связанных с активизацией работы Высшего антикоррупционного суда с тем, чтобы совет международных экспертов имел ключевую роль при отборе судей. Еще в кулуарах звучали тезисы, что МВФ поднимал вопрос об увольнении части представительства нашей антикоррупционной структуры, я имею в виду, может, того же Холодницкого и так далее», — считает политолог.
То количество требований, которое выдвигал МВФ, было достаточно значительным по поводу того, что после них можно было бы начать новую программу, говорит А. Якубин.
В рядах товарищей согласья нет
«Насколько я понимаю, доверия нет ни между правительством, ни между МВФ, тем более что тут сыграло еще роль, что наше правительство в прошлом году обещало повысить цены на газ для населения, получило транш и не повысило. Плюс президент на Давосском форуме обещал, что Гонтарева еще в декабре уйдет в отставку. В итоге смена главы Национального банка произошла только в марте. Вот это все повлияло на то, что МВФ не верит на словах Украине. По факту получается, меморандума нет и вопрос о возможном запуске программы с МВФ переносится как минимум на конец года. И то это по самым оптимистическим ожиданиям, потому как у меня есть ощущения, что в МВФ на данный момент не хотят начинать с Украиной новую программу, с правительством, которое имеет такой низкий рейтинг доверия. И ввиду того, что впереди выборы, у них есть внутренние правила, по которым во время выборов они не должны давать транш странам за счет новой программы. Потому что это может быть расценено как подыгрывание отдельным политическим силам внутри страны, где проводятся выборы, с одной стороны. А с другой стороны, получатели этих кредитов могут использовать их в канун избирательной кампании», кредиты МВФ в интерпретации нашего правительства обходились нам очень дорого с точки зрения условий», — заявил политолог.
По большому счету, деньги все равно перекладывались из одного кармана в другой, они не попадали непосредственно в экономику, а попадали или в (золотовалютные. – Ред.) резервы, или использовались для оплаты тех кредитов, которые мы брали. Чисто финансово Украина может без кредитов МВФ выплачивать те долги, которые есть. Ну как минимум до апреля следующего года так точно, отметил он.
Кредит дадут после избрания нового Президента
«Миссия МВФ вряд ли могла дать позитивный эффект, потому что осталось всего полгода до выборов. Не кредитуют они страны, которые непосредственно вступили в период избирательной кампании, но они там свои якобы определили требования по повышению коммунальных тарифов. Но на самом деле там немножко по-другому идет разговор. Вот приходят представители украинской власти и говорят: «Дайте нам денег в долг». Представители миссии говорят: «Хорошо. Мы вам дадим денег в долг, но вы скажите, как вы будете отдавать. Представители украинской власти на это отвечают: «Ну вот мы повысим тарифы коммунальные для населения». Представители миссии говорят: «Хорошо. Тарифы, так тарифы – так и запишем». После этого украинская власть заявляет, что МВФ требует повышение тарифов. То есть, позиция так оформлена, что МВФ требует повышение тарифов. И оформлено еще одно требование, что МВФ хотел увидеть сбалансированный бюджет», — считает политолог Николай Спиридонов.
Все равно миссия МВФ уехала и соответствующего решения не приняла, говорит политолог.
«Что касается того, когда мы все же получим очередной транш, то это состоится после того, как будет избран новый Президент Украины. Планово он будет избран в апреле. В марте будет первый тур, в апреле будет избран новый президент. И соответственно, после этого будет более реальный диалог и уже в мае – июне следующего года есть реальный шанс на получение нового кредита. Но если не успеем, тогда соответственно осенью следующего года», — резюмировал он.
м