7 июля – Ивана Купала — принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году. В старину в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. ГолосUA попытался собрать все приметы и запреты этого прекрасного славянского праздника.
Народная мудрость заключена в пословицах, посвященных празднику Ивана Купала: «Сильна роса на Ивана — к урожаю огурцов»; «На Иванову ночь звездно — много будет грибов»; «Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые»; «Ивановские дожди лучше золотой горы».
ВОДЯНОЙ ТОПИТ НЕОСТОРОЖНЫХ
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаются в воде и росе. Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться, и такого рода купанию приписывается целебная сила.
Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых местностях крестьяне признают такое купание очень опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Ранним утром женщины «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и ковшик, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.
Черпают росу для того, чтобы и здоровье укрепить, и чистоту в доме навести: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно моют у колодца или на реке кадушки, в которых приготавливают тесто для ржаного хлеба.
ПРАЗДНИК, СВЯЗАННЫЙ С ВОДОЙ
Один из довольно распространенных купальских обрядов обливание водой всякого встречного и поперечного.
В старину деревенские парни одевались в старое, грязное белье и шли с ведрами и кувшинами на речку, где наполняли их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек: парни врывались даже в дома, вытаскивали и выносили девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окатывали их водой и грязью. В свою очередь, и девушки старались отомстить парням и тоже бегали на реку за водой. Начиналась таким образом общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончалось дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, причем, разумеется, и парни и девушки оставались в одеждах.
Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальнику, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники.
В старину после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрешь.
Вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, также обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своем будущем — перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник — туда и замуж выходить.
До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе будут умирать дети у той, которая не остерегается искуса.
Существовала вера в то, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание может исполниться.
ОЧИЩАЮЩИЕ КОСТРЫ
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот
будет счастливее. Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков.
«Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, — писал один из этнографов XIX века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».
В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и самые болезни.
Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или пели, выкрикивали все хором):
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги-дон, диги-дон
Убегай скорее вон!
При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий пытается догнать. «Если кого поймает, то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары, становится впереди гореть (водить); если же горевший никого не поймал, то снова становится гореть».
ВЕДЬМЫ СОБИРАЮТСЯ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ
По поверьям, в купальскую, самую короткую, ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи. Иванов день — это день ведьм, оборотней, колдунов. Надо остерегаться проказов нежити (домовых, водяных, леших, русалок).
Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр.
В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром: как говорится в пословице: «Иванов день пришел — траву собирать пошел».
Часть трав и цветов собирают днем, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда рвут травы, говорят: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» Когда рвут траву, от порчи употребляемую, то произносят: «Отец-небо, земля-мать, благослови свою плоду рвать! Твоя плода ко всему пригодна: от скорбей, от болезней и от всех недугов — денных и полуденных, ночных и полуночных, от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы! Поди же ты, колдун и колдуница, еретик и еретица, на сине море! На синем море лежит бел-горюч камень. Кто ж этот камень споднимет, кто океан-море выпьет и кто в океане-море весь песок пересчитает, тот может сделать колдовство и художество над всяким рабом и над всякою рабою, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви и пр.
В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; «терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят ее у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор.
Травка «зяблица» помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле — порезы, нарывы, опухоли; «пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
Всего и не перечислишь… Но главным героем среди растений становился в Иванов день папоротник. Цветок папоротника раскрывается всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день. По рассказам, «из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая ровно в 12 часов ночи разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть… Невидимая рука срывает его, а человеку никогда не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним — стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка».