Горячей воды во многих киевских домах не будет до суда, намеченного на 10 сентября. Эксперты проводят параллель со львовским кризисом 2016-2017 гг., прогнозируя падение популярности мэра Киева. Тем более, что при отсутствии горячей воды в столице подорожал проезд.
«Есть политическая составляющая»
Замглавы киевской горгосадминистрации Петр Пантелеев сообщил, что власти Киева закупили газ у компании «Укрнафтобуриння» для обеспечения газа киевских ТЭЦ. «Закупили у компании «Укрнафтобуриння» по 10200 грн за 1000 куб. м с НДС, объем около 18 млн куб. м.», — сказал он.
Директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров считает цену неоправданно высокой: «Волосы дыбом встают от заявления Пантелеева… Заметьте, данный газ из наших украинских месторождений (контроль над этой компанией имеет днепропетровская группа Приват И. Коломойского). Также П. Пантелеев подчеркнул, что эта цена существенно ниже, чем предлагаемая «Нафтогазом». Ну, удивите, господа, еще новой ценой!»
По данным замглавы КГГА, газ, закупаемый временно у «Укрнафтобуриння» по коммерческим ценам, будет использоваться в экономном режиме. Совладельцами «Укрнафтобуриння» являются Игорь Коломойский и Виталий Хомутынник, еще 10% принадлежит JKX Ukraine B.V.
Напомним, в течение 2018 года энергообъекты киевской коммунальной собственности были переданы от «Киевэнерго» Рената Ахметова в управление коммунального предприятия «Киевтеплоэнерго». Тепловые сети и котельные на его баланс передали еще в мае.
При этом «Нафтогаз» отказался подписывать с ним договор на поставку газа до тех пор, пока предприятие не признает долги за льготный газ, накопленные «Киевэнерго». По данным КГГА, задолженность последнего перед «Нафтогазом» составляла почти 5 млрд грн: около 3 млрд грн – долги населения, 1 млрд грн – долг государственного бюджета за предоставленные льготы и субсидии, еще более 1 млрд грн – штрафы и пеня.
Из-за того, что не был подписан договор, нет горячей воды у большого количества киевлян, а отопительный сезон оказался под угрозой срыва.
Мэр Киева Виталий Кличко сетует, что «Нафтогаз» продолжает требовать с Киева уплаты штрафных санкций частной компании.
«Это больше 1 млрд 200 млн грн. Я не могу себе позволить подарить кому-то, к примеру, 10 новых детсадов или 150 километров дорог… «Нафтогаз» делает заложниками ситуации нас, киевлян. Мы продолжаем переговоры с «Нафтогазом» и не хотим затягивать этот процесс. Я убежден, что следующее судебное заседание должно решить этот вопрос», — заявил он в телеэфире.
Однако 31 июля Хозяйственный суд Киева перенес подготовительное заседание на 10 сентября 2018 года, в котором КП «Киевтеплоэнерго», которое получило активы от «Киевэнерго», требует «Нафтогаз Украины» признать заключенным договор по поставкам газа. «По ходатайству сторон в подготовительном заседании суда объявлен перерыв до 10 сентября», — заявила судья Сивакова Виктория.
Александр Гончаров отметил: «Думаю, есть политическая составляющая. Это напоминает ситуацию со Львовом и вывозом мусора. И это уже не смешно».
Напомним, что во Львове в 2016—2017 годах, возник кризис вызванный неспособностью властей города самостоятельно утилизировать бытовые отходы горожан. Тогда звучали призывы к мэру Львова Андрею Садовому уйти в отставку. Перед кризисом он дважды выигрывал выборы мэра.
Виталий Кличко тоже выигрывал дважды: в мае 2014 года и в ноябре 2015 года, а теперь собрался в мэры в третий раз.
Вода, метро…олигархи
Виталий Кличко заявил, что хочет довести до конца запланированное, поэтому вновь будет участвовать в выборах киевского городского головы в 2020 году. Такое заявление совпало по времени с подорожанием проезда в общественном транспорте столицы. Если ранее цена билета в трамвае, троллейбусе, автобусе и на столичном фуникулере составляет 4 грн, а в метро – 5 грн, то с 14 июля разовый проезд во всех видах транспорта обходится в 8 грн.
Бывший член Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус считает, что основным фактором подорожания стоимости проезда в электротранспорте в городах Украины является формула «Роттердам+».
«Эта формула почти идеальный способ собирать деньги с бедных для богатых, и олигархов делать еще богаче», — подчеркнул эксперт, отметив, что власть выстроила «малозаметную» двухходовую схему, согласно которой тарифы сначала растут для предприятий, которые в дальнейшем поднимают цены уже для населения», — цитируют Геруса СМИ.
А журналист Денис Казанский утверждает, что стоимость проезда подняли, чтобы выплатить «фиктивный долг» в 2 млрд грн компании «Укррослизинг», которая раньше была подконтрольна Юрию Иванющенко, а теперь принадлежит российско-украинскому олигарху Павлу Фуксу.
Якобы в 2009 году команда Черновецкого заключила кабальный договор с фирмой-прокладкой «Укррослизинг» на покупку российских вагонов метро. Сначала долг перед этой фирмой был 360 млн грн, но затем, благодаря специально прописанным в договоре невыгодным условиям, он вырос до 1,9 млрд грн. То есть — в 6 раз.
«Эту историю можно вписывать в учебники, как наглядный пример наиболее наглой и беззастенчивой коррупции… Продавцы, дорожные рабочие, пенсионеры, студенты теперь должны скинуться по 200-300 гривен в месяц, чтобы очередной миллиардер стал еще богаче», — написал журналист в своем блоге.
Александр Гончаров, в свою очередь, отмечает: «Сейчас, когда власти подняли стоимость разового проезда в киевском общественном транспорте, в частности, в метро до 8 гривен, далее всех пугают долларом по 40 гривен и повышением цен на газ для населения еще на 18%, естественно народ задумался: а вообще кризис в прошлом или все-таки кризис в настоящем?»
Экономист считает, что топ-чиновники научились бюджетные потери компенсировать лишь за счет обесценения гривны, то есть потери платежеспособности каждой украинской семьи.
Он отмечает, что киевляне, не понимают структуру трат Киевской горгосадминистрации и не понимают рекордной дороговизны тарифов ЖКХ и коммунальных услуг.
«Мы, киевляне, платим более 40% налогов (это огромный денежный поток), и поэтому хотели бы лучше знать, как тратятся бюджетные деньги довольно богатой столицы. Словом, вопрос в подконтрольности расходов и, во-вторых, в согласовании с жителями приоритетов этих расходов. И, наконец, хотелось бы слушать четкое и аргументированное объяснение руководства КГГА, а не такое, что прозвучало вчера от В. Кличко».
Отметим, что по данным опроса Социологической группы «Рейтинг», в мае 2018 года были недовольны деятельностью мэра города Виталия Кличко 45% жителей столицы, 40% респондентов имели противоположное мнение.