Игорь Журавлев
12:41 14/06/2014

Избавится ли от коррупционных оков столичная парковка?

В конце мая парламент поддержал в целом законопроект №2499  «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правил парковки транспортных средств», который дополняет Кодекс Украины об административных правонарушениях статьей, предусматривающей новые штрафные пороги за нарушение правил парковки. 
Повышение штрафов = неэффективность
Так, в случае если водитель откажется оплачивать услуги платной парковки, его ждет административная санкция в виде штрафа от 8 до 12 необлагаемых минимумов доходов граждан (136 -204 гривен). Кроме того, лица, которые организовали стоянку своего авто в льготной парковочной зоне (места для инвалидов), будут оштрафованы на 255 — 306 гривен (от 15 до 18 необлагаемых минимумов). Также новый закон карает владельцев стоянок, нарушающих требования по размещению и функционированию парковочных площадок, штрафом от 20 до 30 необлагаемых минимумов (340 — 510 гривен).
Вместе с тем экспертная среда склоняется к мнению, что ужесточение административных мер не ликвидирует коррупционную составляющую сферы и не заставит автолюбителей добросовестно платить за стоянку.
Александр Сергиенко, директор центра «Институт города», считает, что повышение штрафов, не принесет ожидаемого эффекта,  поскольку в Украине отсутствует полноценный профильный менеджмент сферы. Эту тенденцию четко иллюстрирует Киев.
«Проблема комплексная и одними штрафами ее не решить. Во-первых, в Киеве существует  дефицит паркомест. Во-вторых, киевляне не хотят платить за парковку, поскольку убеждены, что уплаченные деньги не пойдут в фонд города. Да, есть платежные терминалы, но они не пользуются популярностью, чаще всего сам парковщик, используя портативный кассовый автомат, выдает вам чек. Однако  гарантий, что эта оплата должным образом фиксируется, нет», — отмечает он.
А. Сергиенко считает, что тариф за парковку в центре Киева должен быть пересмотрен в сторону увеличения. Кроме того, столичным властям нужно возобновить работу эвакуаторов: это должно дисциплинировать определенный класс водителей.     
«Можно утвердить любые штрафы, но без эффективного исполнителя данные меры останутся лишь на бумаге. Также для позитивных изменений нужна реальная конкурентная среда, которая за счет формирования предположений диверсифицирует рынок», — констатирует эксперт. 
«Я принципиально не плачу за парковку: не хочу кормить коррупционеров. В центре ставлю машину там, где нет парковщиков», — признается житель Дарницкого района Владимир. 
Теневые схемы
Сегодня столичный рынок парковки поделен между коммунальным предприятием  «Киевтранспарксервис» и частными владельцами (большинство которых работает нелегально и с неправильно оформленной арендой земли). Общее количество парковочных мест составляет около 250 тыс. ячеек. Доля «Киевтранспарксервиса» — четверть от указанного числа, при этом оператор имеет монопольные права на дневную парковку в центре и парковки на тротуарах и проезжей части. Как первый, так и второй субъект рынка аккумулируют значительный теневой оборот, который по самым скромным подсчетам превышает 1 млн. гривен ежедневно.
«Я всегда скупаюсь в супермаркете, который находится возле цирка. Там платная парковка. Машину оставляю на 15 минут. Парковщику даю 2-3 гривны и не прошу никаких чеков, и он никаких бумажек не предлагает», — рассказывает жительница Шевченковского района Марина, отмечая, что в зависимости от района парковщик может заработать за смену 100-200 гривен «чаевых».
Активисты общественного движения приводят неутешительную финансовую статистику, которая свидетельствует о тотальной коррупции в сфере.
«В прошлом году (2013 –прим. Авт.) в бюджет столицы от коммунального предприятия «Киевтранспарксервис» пришли 69 миллионов гривен (в 2012 – 49 млн. гривен прим. Авт.). Таким образом, каждый день поступления составляют около 190 тыс. гривен. Получается, что каждый владелец авто, который живет или работает в Киеве, платит за услуги парковки всего 20 копеек в день или 73 гривны в год. Это при том, что официально парковочный талон только на 1 месяц стоит от 315 до 630 гривен в зависимости от зоны», — делится информацией координатор общественной инициативы «Европейские парковки — европейской столице» Игорь Астахов.
По его словам,  количество реальных мест на большинстве парковок не соответствует числу, которое документально задекларировано предприятием.    
«Например, на Демеевском рынке по документам 20 мест, а реально там стоит 60 автомобилей. Рядом с Владимирским рынком «Киевтранспарксервис» декларирует 25 мест, а реально там 70 автомобилей. В Оболонском районе почти 800 паркомест официально, а размещено 1 400 машин. Все это теневой кассой изо дня в день поступает в чьи-то карманы.
При этом владельцам авто совершенно не гарантируется безопасность и сохранность автомобилей на парковках и стоянках, а бюджет города недополучает сотни миллионов гривен. Сейчас ГПУ поручила прокуратуре столицы проверить эти факты», — сказал он.
Председатель наблюдательного совета «Киевской муниципальной ассамблеи» Иван Салий, убежден, что в операции оплаты услуги за стоянку должен быть исключен момент живой коммуникации между парковщиком и потребителем. Все платежи должны осуществляться через автоматизированные системы, интернет или абонентские талоны.
«Нужно, чтобы никто не брал денег в руки, тогда деньги не будут уплывать в неизвестном направлении, финансовые потоки станут более прозрачными»,-  говорит он.
Кроме того, И. Салий видит практичную перспективу в передаче «Киевавтодору» функций  управления столичными парковками.   
«У нас парковка, в основном, находится на проезжей части и на тротуарах. Я считаю, что систему парковки нужно передать на баланс управления «Киевавтодора». Нужно поставить доходы в 10 раз больше, и на эти доходы строить «карманы», места для парковки. Тогда это будет серьезная доходная отрасль», — сообщает он.
В Risk Reduction Foundation считают, что при правильной  работе системы парковки столичный бюджет может получать 600-700 млн. гривен в год. В фонде уверены, что, прежде всего, необходимо уменьшить тарифы и передать управление предприятиям, которые бы по результатам месяца рассчитывались с городским бюджетом, получая 5-7% за свои услуги.
«Давайте займемся простой математикой. Парковка возле театра им. Ивана Франко в Киеве: там есть около 100 паркомест. Один час парковки там стоит приблизительно 10 гривен. То есть с каждой машины берут в день 100 гривен. Умножьте это на количество паркомест и дней в году, – получается, более 3 млн. гривен в год. Это только с одной парковки. А поступления в бюджет города – 30 млн. гривен. То есть 10 таких парковок должны покрывать все поступления в бюджет города. При этом этих парковок намного больше», — разъясняет директор Международного института демократии Сергей Таран.

Читайте также по теме