Заторы… Это слово наводит ужас на столичных водителей, особенно, если им нужно быстро добраться из одной точки города в другую. А ведь еще каких-то 10-15 лет назад лишь на самых оживленных магистралях могли образоваться, нет, даже не пробки, а тянучки, и то – в случае аварии. Теперь тому, что город стоит в заторах, есть одно объяснение: за несколько последних лет количество автомобилей в Киеве увеличилось в разы (сейчас их более 1 млн), а сданные в эксплуатацию развязки и дороги можно посчитать на пальцах одной руки. "ГолосUA" решил разобраться, что может спасти город от вечных пробок и когда этого ожидать?
МАГИСТРАЛЬ ЧЕРЕЗ СТОЛИЦУ
Уже несколько лет специалисты обговаривают возможность строительства так называемой хордовой дороги или, попросту, магистрали, которая проляжет через весь Киев с востока на запад. От разговоров чиновники долго переходят к реальным действиям…
Автор идеи строительства хордовой дороги, бывший глава КГГА и экс-начальник Главка транспорта Иван Салий, уверяет, что, наконец-то, его «детище» включили в новый Генеральный план Киева и поддержали на комиссии Киевсовета по транспорту. Чем же так хороша эта хордовая дорога?
«Если одну развязку проектировать локально, она не дает эффекта, а если многие развязки соединить одной дорогой – это даст колоссальный результат, – рассказывает "ГолосUA" Иван Салий. – Сегодня в Киеве самое узкое место – мосты. Транспорт с моста Патона и Южного едет на Московскую площадь или Бессарабку. В обоих случаях – это перегрузка центра».
По задумке, чтобы новый железнодорожно-автомобильный мост (в народе – мост Кирпы) работал более эффективно, нужно за этой переправой, на правом берегу, сделать километровый тоннель прямо под Ботаническим садом им. Гришко. Тоннель выйдет на улицу Киквидзе, где уже не обойтись без многоуровневой развязки без светофоров.
ЛЫБИДЬ МОЖНО И «ПОДВИНУТЬ»
«Далее есть уникальная возможность проложить шестиполосную дорогу вдоль железнодорожного шоссе до пересечения с бульваром Дружбы народов, а потом протянуть магистраль до Центрального железнодорожного вокзала. Речку Лыбидь, которая проходит под Вокзальной площадью, можно немного «подвинуть» и проложить там дорогу. Новая дорога проляжет вдоль скоростного трамвая с выходом на Жулянский путепровод», – считает бывший градоначальник. Салий напоминает, что в будущем на ж/д вокзале появится еще одна станция метро, входящая в новую ветку – на Троещину. Хордовая дорога на таком транспортном узле будет очень кстати.
В общем, новая магистраль позволит всему транспорту, следующему из Броваров, Борисполя и от Дарницкого ж/д вокзала, без светофоров и перекрестков проезжать практически через весь город. Впрочем, внушают опасения не только масштабы этого пути, но и его стоимость. По подсчетам Ивана Салия, строительство магистрали обойдется примерно в 9 млрд грн.
Но гендиректор «Киевавтодора» Георгий Глинский считает, что пока рано говорить о начале строительства хордовой дороги, потому что еще даже нет проекта. «Есть только идея и прорисовки, как все должно быть. Постепенно решается вопрос относительно проектирования этой дороги. Когда найдется финансирование, проект завершат и направят на экспертизу. Потом Киевсовет сможет включать строительство дороги в план социально-экономического развития города на какой-то год», – рассказывает генеральный директор. Что ж, как видим, водители наверняка еще не скоро смогут гонять по городу без заторов.
«ПОДОЛЬСКО-ВОСКРЕСЕНСКАЯ» АНАЛОГИЯ
По масштабу и стоимости строительство хордовой дороги может сравниться разве что с возведением Подольско-Воскресенского мостового перехода. Как известно, эту переправу строят уже почти 10 лет.
Если провести аналогии, получается, что в ближайшие годы столичным автолюбителям придется довольствоваться локальными развязками и Окружной дорогой, которая, кстати, тоже никак не «окольцует» Киев полностью. На севере города Окружная прерывается на Минском шоссе, и транзитным машинам все равно приходится въезжать в город. «Проект по завершении строительства Окружной дороги есть, ждем теперь денег, а это около 420 млн грн, чтобы все закончить. Запланировано строительство развязки с путепроводом, потом еще один мост нужно построить через железнодорожные пути, и Окружная дорога выйдет на ул. Богатырскую», – говорит Георгий Глинский.
На юге столицы, в районе Жукова острова, Окружная также прерывается, и ее нужно «замкнуть» с потоками транспорта, двигающимися со стороны Борисполя. По словам гендиректора «Киевавтодора», есть поручение Премьер-министра, чтобы сделать проект и рассмотреть возможность строительства этой дороги, а при нормальном финансировании ее можно сделать за год-полтора.
В то же время Иван Салий уверяет, что столичный трафик на 20-25% облегчила бы автоматизированная система управления транспортом (АСУТ): «умные» светофоры, видеостена с изображением всех перекрестков, за которыми следят инспекторы ГАИ и меняют плотность – направление движения. «При Черновецком вложили кучу денег во второстепенные проекты, как например, разные видеотабло, которые нужно было бы устанавливать в последнюю очередь. В общем, потратили столько средств, что можно было всю систему АСУТ запустить. А сейчас и видеотабло не работают на дорогах», – разводит руками Иван Салий.
МНЕНИЕ /> Леонид Косакивский, экс-мэр Киева:
–Со строительством развязок власть опоздала лет на 15, потому что был пропущен автомобильный бум. Я в 1996 году, будучи мэром, начинал реконструировать Московскую площадь, и у нас на 10 лет вперед был план по строительству развязок. Но потом мой преемник свернул все эти программы. Никто не думал, во что выльется стремительное увеличение транспорта в городе. Не может быть так, что утром весь Левый берег едет работать на Правый, а вечером – в обратном направлении. Нужно подумать, чтобы и на Левом берегу была инфраструктура и работа для киевлян. Вот построили в свое время офисный центр на пересечении улицы Мечникова и бульвара Леси Украинки. Там сейчас полный коллапс – проехать нельзя, потому что машины стоят в несколько рядов на проезжей части. Нужно системно бороться с заторами. Помогли бы и перехватывающие паркинги на въезде в город, чтобы водители оставляли свои машины там и пересаживались на общественный транспорт.
А КАК У НИХ?
Париж
Вокруг города построена кольцевая магистраль, имеющая от 4 до 8 полос. Есть еще две дополнительные кольцевые дороги, позволяющие объехать столицу Франции, не попадая в нее. Но есть в Париже и пробки. Например, на площади Шарля де Голля нет знаков приоритета, поэтому многие пересекают этот «ад», как вздумается. Потому куча заторов и аварий здесь неизбежна.
Прага
В столице Чехии также нет полноценной окружной трассы, а количество транзитных автомобилей растет с каждым годом, что создает нагрузки на внутригородские магистрали. Из-за сложного рельефа местности пражская окружная дорога должна быть с несколькими тоннелями. Ввести окружную в эксплуатацию планируют не ранее 2013 года.
Лондон
Прямо в столице Великобритании проложены несколько высокоскоростных трасс и внутренняя кольцевая дорога. Чтобы заехать в центр города, нужно заплатить 8 фунтов (около 100 гривен). Такие меры значительно разгружают центральную часть Лондона.