Тарас Корпан
07:00 23/12/2019

Избирательный кодекс Зеленского принят: как пройдут выборы-2020

Новый избирательный кодекс вступает в силу в преддверии выборов городских и областных советов – говорят эксперты. Они отмечают партийную монополию на выборах, и не столь уж «открытые» списки…

Самовыдвижение не предусмотрено

Верховная Рада приняла Избирательный кодекс с учетом предложений Президента Владимира Зеленского. Теперь кодекс вступит в силу с 1 января 2020 года, а не с 1 декабря 2023 года, как планировалось раньше.

Таким образом, по новым правилам будут проходить местные выборы в октябре 2020 года. А если нынешняя Верховная Рада будет распущена, то внеочередные выборы так же пройдут по новому Избирательному кодексу.

Напомним, что Избирательный кодекс был принят еще 11 июля 2019 года. Он отменил мажоритарную систему выборов, и ввел избирательную систему с т.н. «открытыми списками». Однако Президент Владимир Зеленский ветировал документ, и вернул его в парламент на доработку. Но основные положения Глава государства оставил в силе.

Таким образом, Верховная рада будет формироваться только партиями, а не по смешанной системе, как ранее. Отныне самовыдвижение исключено — выборов в мажоритарных округах не будет.

Избиратель будет голосовать не только за партию и кандидатов, но и определять их порядковый номер. То есть, по количеству голосов, отданных за кандидата, будет определяться его место в списке партии, если та одолеет проходной барьер.

Право на участие в распределении депутатских мандатов обретают партии, в поддержку региональных избирательных списков кандидатов в депутаты, от которых в пределах общегосударственного округа подано 5% и более от общего количества голосов избирателей, поддержавших региональные избирательные списки кандидатов в депутаты от всех партий в рамках общегосударственного округа.

Партии будут подавать общенациональный список кандидатов, не более 450. Первые девять кандидатов будут оставаться только в этом списке, а остальные должны быть распределены по 27 региональным спискам (от пяти до 17 кандидатов).

Чем популярнее кандидат, тем выше он поднимается в партийном списке, и имеет больше шансов попасть в «проходную часть» списка. Этим отличается «открытый» список от «закрытого».

Аналогичную избирательную систему задумано применять также на выборах депутатов областных советов, а также городских советов городов, в которых количество избирателей превышает 90 тыс. человек (к таким городам относятся все областные центры, а также несколько городов областного значения). При этом на выборах городских глав таких городов предлагается применить избирательную систему абсолютного большинства.

На выборах в сельские, поселковые, районные, районные в городах и городские советы маленьких городов (до 90 тысяч избирателей) предлагается многомандатная мажоритарная система: в округе побеждает не один кандидат, как сегодня, а от двух до четырех кандидатов в зависимости от количества избирателей.

А вот выборы в областные советы и горсоветы также будут проходить по системе «открытых» партийных списков. Так по партийным спискам будут избирать советы в городах, в которых количество избирателей превышает 90 тыс. человек. Отметим, что к таким городам относятся все областные центры, а также несколько других городов областного значения.

При формировании партийных списков партии будут обязаны соблюдать гендерный баланс: в каждой пятерке кандидатов должно быть не менее двух человек каждого пола — эта норма содержалась в замечаниях Президента.

«Смогут побеждать лишь мега-накачанные»

При принятии Избирательного кодекса предложения Президента поддержали 330 народных депутатов – представители всех фракций и групп, хотя накануне звучала критика, что после вето Зеленского документ, дескать, был «полностью переписан». Действительно, замечания Президента были по таким темам: формирование избирательных списков, гендерный баланс, внутренне перемещенные граждане, лица с инвалидностью, права Центральной избирательной комиссии и участковых комиссий, возмещение средств, потраченных на избирательную кампанию, права наблюдателей и СМИ.

Нардеп «Европейской солидарности» Ирина Геращенко утверждала, что «по такому кодексу никакие выборы провести было бы невозможно». Тем не менее, документ приняли.

Политолог Андрей Золотарев считает, что достигнут некий консенсус. «У любого законопроекта есть определенная логика», — отметил он, прогнозируя, что после принятия избирательного кодекса Президента Владимира Зеленского, произойдет переформатирование украинского политикума. «Этот кодекс позволит команде Зеленского обеспечить ротацию политических элит в стране», —  сказал Андрей Золотарев.

Политолог Александра Решмедилова констатирует, что Избирательный кодекс «изменит правила игры на всех уровнях: от Объединенных территориальных общин до парламентского уровня».

Политолог Руслан Бортник отмечает риски, которые таит в себе новый Кодекс, если к выборам не будет повышения эффективности работы правоохранительной и судебной системы. Именно в их неэффективности, а не в избирательном законодательстве эксперт видит «корень зла» политической коррупции.

По словам политолога, новая модель с т. н. «открытыми списками» будет сложна для избирательной комиссии, она будет сложна избирателю.

«Она сложна для расчета, потому что требует высокой внимательности, ведь нужно выбрать не только партию, но и кандидата. Она укрупнит процедуру выборов, поскольку теперь у нас будет не 199 или 225 мажоритарных избирательных округов небольших, а будет 27 мега-округов, в котором смогут побеждать лишь мега-накачанные в политическом, финансовом, информационном планах люди», — подчеркнул в СМИ Руслан Бортник.

Гражданская сеть ОПОРА приветствовала принятие нового Избирательного кодекса, однако отметила, что самым большим вызовом является «решение парламента ограничить открытость избирательных списков на парламентских и местных выборах».

В ОПОРЕ отметили, ссылаясь на окончательную версию кодекса, что депутаты решили отказаться от предложения Президента Владимира Зеленского ввести пропорциональную избирательную систему с полностью открытыми избирательными списками.

По мнению экспертов ОПОРы, требование набрать 25% избирательной квоты (не менее 7 тыс. при моделировании результатов выборов 2019 года) для продвижения кандидата, а также закрепления 9-ти гарантированных мандатов для каждой партии, преодолевшей избирательный барьер, способствует закрытости избирательного списка, прежде всего, в пользу «малых» партий, поскольку непропорционально большое количество кандидатов от них получат мандаты по партийным очередности.

Читайте также по теме