Избирательный закон — первый шаг к отмене выборов 2012?

Новый закон о выборах должен быть принят до 28 октября. Эта дата должна стать точкой отсчета очередной предвыборной кампании.  На новый «заход» в Верховную Раду и власть, и оппозиция возлагают большие надежды. Первая рассчитывает, что сможет ( несмотря на падающие рейтинги) провести в парламент 250-260 депутатов и контролировать правительство. У оппозиции нет единого мнения, как и единства вообще: одни требуют бойкотировать выборы без Тимошенко, другие — идти разными колонами и слиться уже в парламенте.

А что говорит по этому поводу Венецианская комиссия, совместно с правительством и Минюстом «дорабатывавшая» проект? Выводы евроспециалистов для власти неутешительны. Недаром же данный  закон пытались провести через Верховную Раду не дожидаясь резюме экспертов пару недель назад. Министр юстиции А. Лавринович, который с парламентской трибуны объявил, что законопроект власти идеально «вписывается» в рекомендации Венецианской комиссии, сразу получил чувствительный удар от своих же: ряд первых лиц в Кабмине заявили, что мнение министра юстиции вовсе не означает единодушия правительства по поводу новых правил избирательной игры.

Венецианская комиссия 14 октября приняла заключение по законопроекту о выборах рабочей группы Александра Лавриновича. А 18 октября он появился и на официальных сайтах. Так сказать, «для широкого всенародного обсуждения». Будет ли власть учитывать требования европейцев или предпочтет (как в деле Тимошенко) грубо и прямо настаивать на своем?   Все-таки выводы европейских электоральных специалистов не менее жесткие, чем оценка приговора лидеру БЮТ.

Во-первых,  Венецианская комиссия решительно против смешанной системы, которую так «любят» в Администрации Президента. По их мнению, данная модель не может эффективно работать в Украине. И это не домыслы, а опыт. Все помнят, как  впервые партии набрали большинство в парламенте в 2002-м, но не смогли его удержать: под административным и силовым давлением списочники перешли на сторону проигравших, и создали квазибольшинство, избрав спикером В. Литвина. То есть, та конфигурация  парламента за которую отдало голоса большинство избирателей, была элементарно проигнорирована властью. Стоит ли множить негатив, изначально  отстаивая систему при которой голоса людей играют меньшую роль, чем команды из Администрации Президента?

"Венецианская комиссия и Парламентская ассамблея Совета Европы опираются на негативный опыт смешанной системы 1998 и 2002 годов в Украине. Местные выборы, происходившие в 2010 году по смешанной системе, тоже не имели положительной оценки от международного сообщества", — отметил председатель экспертной структуры Совета Европы Джанни Букиккио.

Но помимо специфического составления списков в модели 50 на 50  (лидер — паровоз, который тянет на себе «котов в мешке»), венецианцев смущает и принцип нарезки мажоритарных округов. По каким критериям будут формироваться округа не могут толково рассказать даже в Минюсте. Этим «непониманием» объясняется  наличие нескольких центров составления списков мажортарщиков: один список составляет Клюев, второй — Азаров, третий находится у главы президентской Администрации Левочкина.

Есть проблема и со сроками: согласно проекту, который Лавринович внес в парламент, ЦИК должен за 110 дней до дня выборов создать округа. Какой неожиданный сюрприз для многих, особенно если учесть, что кандидаты уже окучивают «места».  И вдруг выяснится, что «твой» надел сливается с другим, переносится в другие границы или исчезает. Обидно, да?  И всегда есть риск, что процесс затянется и различные политические силы не будут иметь достаточно времени для подготовки к выборам 2012 года. Попробуй за 20 дней разобраться в ситуации и подать правильный пакет документов. Такое под силу лишь тем, кто изначально писал закон под себя.

Во-вторых, европейцев насторожила «закрытость» процесса написания новых правил электоральной игры. Менять модель выборов справедливо только широким консенсусом политических и общественных сил. Другими словами, все участники «забега-2012» должны согласиться, что  нынешняя система непродуктивна и себя исчерпала. Явно, у них такого согласия никто не спрашивал. Не проводился и замер общественного мнения. А тем временем и большинство лидеров партий,  и члены ЦИК считают, что сохранение пропорционалки позволит провести выборы демократично, и соблюсти принцип равного представительства интересов избирателей. При партийной системе с открытыми списками в парламент могут пройти 6-7 разных партий: от левых коммунистов до радикальных правых «свободовцев». А вот в случае принятия провластного закона, в парламенте «отстаивать интересы избирателей» будет не более трех сил. Явно, на троих сообразить любой закон – без проблем. 

Неудивительно, что законопроект писался правящим большинством в одностороннем порядке, без консультаций с представителями других политических партий и гражданского общества. Формально, оппозицию допустили к участию в разработке электоральных документов, но потом все альтернативные законы были дружно провалены. Получилось как в том анекдоте: есть два мнения — мое и неправильное. Вряд ли такой подход вызовет энтузиазм у избирателей  стимулирует граждан идти на выборы. Изначально таким подходом уничтожается вера в справедливость, в значимость собственного голоса. А чем меньше людей придет на участки, тем больше оснований будет у Венецианской комиссии и ОБСЕ/БДИПЧ  признать украинские выборы недемократичными.

Также экспертов смущает, куда подевался Избирательный кодекс, который мог бы «разрубить» гордиев узел проблем? О нем очень красочно говорил Виктор Янукович, но документ постигла та же судьба, что и Реестр избирателей. «Проводя такие фундаментальные изменения избирательной системы без широких публичных дискуссий и консультаций, можно подорвать легитимность закона, несмотря на то, как его будут реализовывать» — заявляют эксперты. И это первый тревожный звонок для партии власти: несмотря на концентрацию финансовых и административных ресурсов, все усилия могут пойти прахом. Выборы в Верховную Раду могут быть признаны нелегитимными, а власть – незаконной. Нужно ли это президенту, который лишается шанса спокойно «дожить» до 2015 года?

В третьих, чрезвычайно опасными выглядят игры с увеличением проходного барьера. Минюст уверяет, что «подъем» планки с 3 % до 5%  поможет политическому структурированию. На самом деле, такой путь ведет к гегемонии одной политической силы, формированию монопартийного парламента. Одолеть почти в два раза завышенный порог сможет либо партия власти (потому она сейчас так и укрупняется — за счет Блока Литвина и «Сильной Украины»), либо ее проплаченные сателлиты и  карманная оппозиция.

Самое опасное то, что при таком подходе за бортом останутся партии социальной направленности, которые защищают интересы людей. Фактически, ппарламент будет представлять собой даже не закрытый политический клуб, а откровенное лобби либеральной экономики. Уже сейчас мы видим, как будут действовать такие депутаты: по подходам к формированию бюджета, сокращению расходов на образование, урезанию социальных выплат, пенсионной реформе и т.д. При таком «завышении» барьера  почти половина украинцев вынуждены будут наступить на горло собственной электоральной песне: те, кто не увидит в списке «проходных» партий  силу, отвечающую его убеждениям, не проголосуют ни за кого.  То есть, 40-45% украинцев не будут иметь представительства в парламенте.

Нынешняя власть проводит водораздел между теми, кто ее воспринимает (боится)  и «чужими». Половина страны становится изгоями, без защиты прав и конституционных гарантий. Ведь член ЦИК А. Мегера компетентно заявляет: в новом законе о выборах есть много положений, противоречащих Конституции. Так, проектом закона предлагается формировать состав окружных избирательных комиссий по принципу "15+3", согласно которому 15 кандидатов будут предлагать партии, которые имеют фракции в парламенте, и 3 кандидатов – все остальные партии.

"Это значит, что из 18 членов избирательной комиссии 9 членов комиссии будут представлять аж три партии: Партию регионов, Компартию Украины, Народную партию. Возникает вопрос: могут ли три партии из двухсот иметь половину мест в центральных избирательных округах? И каким образом это будет влиять на прозрачность, на демократичность вообще всего избирательного процесса. Я думаю, это серьезный момент", – подчеркнул замглавы Центризбиркома.

В четвертых, проект власти содержит множество «придумок», связанных с фальсификациями выборов. О принципах формирования комиссий мы уже написали выше. Но, например, по новому избирательному закону нельзя будет отменить результаты выборов в целом округе. А  возможность отменять выборы на участках оставят! То есть, даже по данным одного участка, кандидата могут объявить победителем.  Естественно, «венецианцы» указали на этот просчет, рекомендуя пересмотреть закон так, чтобы аннулировать голосование было можно на всех уровнях.

Разумеется, если все сделать в соответствии с европейскими рекомендациями, партии власти вообще незачем идти на выборы в Верховную Раду. Рейтинги Партии регионов падают внутри страны, но Украина также изменила резко внешний вектор. У команды Виктора Януковича больше нет стратегии, вроде евроинтеграции, с помощью которых она может завоевать новых симпатиков. Договор с СНГ- это клятва на верность избирателям Востока и сознательный отказ от любых попыток пообщаться с западом Украины. 

Кроме того, «на пятки» регионалам наступают молодые политические силы, у которых растут показатели популярности. Пропустить их в  парламент  означает перекроить политический ландшафт, к которому бело-голубые уже привыкли. Власть оказалась между молотом и наковальней. Если провести закон Лавриновича через парламент, то в итоге можно получить признание нелегитимности выборов со стороны евроструктур. Договориться с оппозицией и «выпустить» Тимошенко означает дискомфорт в Верховной Раде, постоянные соревнования с БЮТ «на грани» за лидерство во власти. Возможно, партия власти «отменит» выборы в 2012-м?

Читайте также по теме