Информация о том, что Соединенные Штаты Америки намерены пересмотреть политику Пентагона была ожидаемой. Эксперты всех мастей наперебой составляли собственные прогнозы стратегии дальнейшего развития американского оборонного ведомства. Но последние заявления представителей Белого Дома, Государственного департамента и Конгресса США по своей, если так можно выразиться, дерзости превзошли самые смелые предсказания. Согласно плану плану Вашингтона, уже с 1 октября текущего года США начнут не только масштабные реформы собственных вооруженных сил, но и спонсируют изменения в армиях своих союзников. Скептики говорят о расширении влияния Америки, очередном витке гонки вооружений и опасности интервенции в «третьи страны».
А ведь по сути, упомянутые скептики правы. Как-то уж очень лицемерно и неубедительно прозвучали слова американского президента Барака Обамы о том, что его страна искренне заинтересована в мирном урегулировании любого локального и международного конфликта, и власти Штатов будут и в дальнейшем делать все возможное, дабы влиятельные государства отказались от оружия массового уничтожения (ОМУ). И уже через несколько часов после этого заявления хозяин Белого Дома отдает приказ нанести воздушный удар по позициям исламистов в Ираке и Сирии, а также консультируется с натовским генералитетом о целесообразности введении войск на иракскую территорию. «Экстремизм — враг номер один, и на борьбу против него мы, цивилизованное сообщество, не пожалеем ни сил, ни средств», — патетически подчеркнул Обама. В Государственном департаменте такие слова трактовали по-своему, но, в сущности, в полном соответствии с мнением лидера. И предложили педалировать (ускорить) осуществления плана по воплощению в жизнь новой военной доктрины США. Плана, ради реализации которого Пентагон может пойти по головам. Или по трупам — в зависимости от обстоятельств.
Складывается вполне обоснованное впечатление, что и действия террористов так называемого «Исламского государства Ирака и Леванте» в арабском мире, и события на украинском Донбассе стали для американских «ястребов» прекрасным посылом для укрепления военной мощи США с последующим укреплением пошатнувшегося было авторитета в геополитике. Судите сами: в ответ на испытания Россией новых боеголовок Америка в рамках своей новой доктрины отказывается от поддержки договора о нераспространении ОМУ. Явно прикрываясь поводом защитить своих граждан в Сирии, Ливане и Ираке, Вашингтон объявляет о желании снова ввести в Ирак элитные подразделения морской пехоты (естественно, с последующей интервенцией на сирийский восток). И, наконец, спекулируя на проблемах юго-востока Украины, Соединенные Штаты с подачи Конгресса фактически переписывают международное законодательство, которое запрещает поставлять оружие той или иной стороне в ходе локальных столкновений. В этой связи будет не лишним вспомнить слова главы Минобороны США Чака Хейгела. На одной из пресс-конференций он без тени всяческого смущения отметил, что изменения в военной политике Штатов обусловлены необходимостью ни много ни мало спасти мир от потенциальных угроз и проблем. Вот только, как показывает практика методы такого «спасения» все более напоминают эгоистические попытки Вашингтона вернуть утраченное влияние в Ираке, досадить законному президенту Сирии Башару Асаду и показать Ливану, что Бейрут не имеет права на роль ближневосточного миротворца. А заодно — возобновить «спарринг» с Россией в вопросах Донбасса.
Итак, что же конкретно нового в видоизмененной военной доктрине США? Во-первых, Пентагон получает уникальное право в неограниченных объемах распоряжаться федеральными средствами для планирования антитеррористических операций (ранее подобное было возможно исключительно при наличии разрешения Конгресса). Во-вторых, американское Минобороны получит дополнительные средства для модернизации армии в целом и авиации и флота в частности — на специальные программы переоснащения систем противовоздушной обороны, закупку новых истребителей и бомбардировщиков и, наконец, кораблей и подводных лодок стратегического действия предусмотрены многомиллиардные ассигнования. В-третьих, Вашингтон планирует возобновить ядерные испытания в пустыне Невада.
А Ближний Восток и юго-восток Украины для США здесь не более, чем ширма, считают аналитики. «Дядя Сэм пытается показать свою силу, и в зависимости от того, насколько у него это получится, зависит успех предвыборной кампании демократов на предстоящих президентских выборах, — сказал в комментарии ГолосUA американский политолог Уильям Коннолли. — Прагматики есть не только в Пентагоне, но и в Конгрессе, и в Белом Доме. Свои интересы Америка будет защищать до последнего».