Власть выделила дополнительно 4 млрд грн. Минобороны и 4 млрд — ведомствам системы МВД. Эксперты напоминают, что осенью будет рассматриваться закон об изменении статуса АТО, который, дескать, должен помочь удержать власть.
«Главные страшилки»
Президент Петр Порошенко подписал закон о внесении изменений в государственный бюджет. В частности, будет дополнительно профинансирована работа Минобороны (4 млрд грн), Нацполиция (980 млн грн), Госпогранслужба (700 млн грн), Нацгвардия (200 млн грн), Управление госохраны (60 млн грн), а также Администрация Госслужбы специальной связи и защиты информации (40 млн грн).
Эти изменения были внесены в госбюджет с подачи Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) во главе с Петром Порошенко. Кроме того, Кабинет министров предлагал в текущем году направить дополнительные 260 млн грн на финансирование прокурорско-следственной деятельности и повышение кадров прокуратуры. Но парламентарии добавили сверху еще 550 млн грн.
Примечательно, что значительная часть денег пойдет на зарплаты силовиков и правоохранителей. Так, при дополнительных расходах на содержание ГПУ — 550 миллионов гривен, 450 млн грн. — на зарплаты. Госпогранслужбе на зарплаты пойдет 54 миллиона гривен. СБУ выделят 150 миллионов гривен. Из указанной суммы 125,7 миллионов гривен планируется потратить на зарплаты.
Закон был подготовлен Министерством финансов «для увеличения расходов на решение неотложных проблемных вопросов обороны, общественного порядка и безопасности государства, социально-экономических и других насущных вопросов».
Отчего же власть решила повысить расценки на содержание силовиков? Вопрос безопасности стоит острее, чем в период принятия госбюджета?
Ответом может служить мнение директора Института развития экономики Александра Гончарова: «Сегодня главные страшилки для наших политических элит – это оказание влияния на украинцев со стороны заинтересованных западных спонсоров на политические процессы в Украине», — отметил он в одном из комментариев.
Эксперт полагает, что такое влияние может оказываться «путем предоставления ресурсов гражданским силам и независимым мозговым центрам, которые распространяют объективную информацию о социально-экономическом положении в стране».
Отметим, что в 2015 году, например, только официальная помощь США правозащитникам, медиа и активистам на развитие гражданского общества составляла 1,4 млн, 3,8 млн и 5,2 млн долларов соответственно. На политические партии шло 2,4 млн, на антикоррупционные организации 849 тыс. долларов и т.д.
Теперь же, напомним, Дональд Трамп заявил, что официальный Киев пытался саботировать его предвыборную кампанию и потребовал от генерального прокурора США начать расследование этого дела. Такое заявление сделал хозяин Белого дома в своем Twitter.
Будет ли оказывать влияние США на ситуацию в Украине по своим каналам? Вопрос риторический. Заявление Трампа прозвучало 25 июля. А 26 июля Петр Порошенко лишил украинского гражданства экс- президента Грузии Михаила Саакашвили.
Тот, находясь в США, прокомментировал: «Это прямой и однозначный сигнал украинскому обществу — больше никаких игр в демократию. Этим своим указом Вы, Петр Алексеевич, подписали себе и своей власти неминуемое поражение. Если раньше Вы еще могли надеяться дотянуть до выборов, то теперь они Вам могут только сниться».
На пути к диктатуре
Эксперты не исключают, что заявление Дональда Трампа будет иметь продолжение. Так политический эксперт Дмитрий Корнейчук напоминает об офшорном скандале.
«Вот пример, что может ждать Порошенко, если он не будет слушаться Трампа. На днях Минфин США ввел персональные санкции против президента Венесуэлы Мадуро», — написал эксперт в Facebook.
Он отметил, что санкциями предусматривается «заморозка» всех активов, которые будут обнаружены в американской юрисдикции. Дескать, США могут в рамках этих санкций заморозить и вывод денег с оффшорных компаний. То есть — оставить их в Панаме.
«А мы-то, благодаря «панамскому делу», знаем, что в Панаме прячет свои деньги Порошенко. Кроме того, традиционно европейцы также стараются угодить США, заморозив активы фигурантов американских санкций и у себя», — рассудил эксперт.
Он считает, что пример Мадуро «теперь должен стоять перед глазами Порошенко». Если украинский лидер не станет выполнять Минские соглашения.
Напомним, что украинская сторона в рамках Минских соглашений взяла на себя обязанность провести местные выборы и ввести особый порядок местного самоуправления на Донбассе, а также принять изменения Конституции в части децентрализации. Но законодательных шагов для реализации официальный Киев не предпринимает.
Экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко высказал мнение, что выполнять политическую часть «Минска» власть не будет. «Петр Порошенко имел рейтинг 54,7%, теперь – около 10%. Он уже не имеет того легитимного ресурса чтобы проводить через парламент все то, что он подписал в Минске. Очевидно, он не сможет выполнить это решение», — сказал он в телеэфире.
Политик прогнозирует, что будут предприниматься шаги, чтобы признать территории Донбасса оккупированными. «Был первый сигнал – пока еще не показанный общественности, направленный, как они говорят, зарубежным партнерам проект закона, который был анонсирован буквально за неделю до завершения сессии, о смене статуса АТО на какой-то иной режим, или про реинтеграцию и т.д.» — отметил он.
Осенью законопроект должен появиться в Верховной Раде. Политический эксперт Михаил Чаплыга заявил в СМИ, что «закон на самом деле о диктатуре». Ведь он, дескать, фактически разрешает использовать армию против граждан и в мирное время.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает, что статья о введении военного положения и возможном применении Вооруженных сил «прописана двусмысленно, она расширяет полномочия президента».
Эксперты полагают, что речь идет о праве вводить военное положение без участия парламента.
А, как известно, выборы в стране при военном положении не проводятся, органы власти не могут быть распущены, ограничивается свобода собраний, деятельность политических партий и т.д.
Осуществляют военное положение силовики, которым изменениями в госбюджет выделены дополнительные 8 млрд гривен.