Министерство иностранных дел России затянуло с ответом на сентябрьскую ноту Киева о разрыве Договора о дружбе. При этом российский ответ совпал с социсследованием об усилении взаимных симпатий граждан двух стран. Эксперты считают, что нота МИД РФ подготовлена к выборам в Украине, от которых зависит дальнейший курс.
Договор теряет свою силу с 1 апреля, а социологи фиксируют дружбу
Министерство иностранных дел РФ направило ноту Украине со списком якобы имевших место нарушений Договора о дружбе в связи с прекращением его действия по инициативе российской стороны.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин сделал вывод о правильности политического курса. «Значит, все делаем правильно», — заявил он.
В целом в Украинском МИДе считают российскую ноту формальностью. «Единственный юридический факт, который содержится в ноте МИД РФ — подтверждение того, что Большой договор теряет свою силу с 1 апреля 2019. По канонам международного права Россия не могла поступить иначе», — сообщила заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль.
Она отметила, что своей нотой от 11 марта 2019 МИД Российской Федерации фактически подтверждает получение ноты МИД Украины о непродлении действия Большого договора, которая была направлена Москве еще 21 сентября 2018. Теперь Москва призвала украинские власти «соблюдать свои двусторонние и международные обязательства не на словах, а на деле».
Политолог Павел Рудяков считает, что украинская сторона проигнорирует требования Москвы. Он связывает появление ноты с президентскими выборами в Украине. «Скорее всего, такое решение со стороны России было принято для давления на Украину. В частности, на украинский МИД и Президента Порошенко. Возможно, Россия обвинила Украину в нарушении Договора о дружбе, чтобы потом показать ноты протеста своим западным партнерам»,- сказал П. Рудяков.
Политолог Руслан Бортник полагает, что готовится почва для судебных разбирательств. «Возможно, Россия готовит судебные иски в отношении нашей страны. Нынешнее заявление российского МИД, скорее всего, было сделано, чтобы обосновать подачу таких исков. Украина будет вынуждена себя защищать на международных платформах»,- сказал Бортник.
Любопытно, что МИД РФ в своем комментарии к ноте использует такие формулировки: «Действия майданных властей, которые под прикрытием борьбы с «агрессором» нарушают основополагающие права собственных граждан и пытаются разрушить традиционные многогранные связи между народами России и Украины».
Нота стала достоянием общественности, когда было обнародовано совместное исследование российского «Левада-центра» и Киевского международного института социологии.
82% участников опроса в России сказали, что хорошо относятся к жителям Украины (из них 25% респондентов заявили об очень хорошем отношении), аналогичного мнения придерживаются 77% украинцев (из них 23% относятся очень хорошо). Опрос проводили в феврале.
Аналогичный опрос, проведённый осенью 2018 года, показывал, что 32% россиян относились к Украине плохо, 2% — очень плохо, 30% — хорошо, 3% — очень хорошо, 12% затруднились ответить. Среди украинцев тогда 48% участников сказали, что хорошо относятся к России.
Теперь только 13% россиян признались, что негативно относятся к украинцам, а 85% — к властям Украины. Негативно россиян воспринимают только 14% украинцев, а руководство РФ — 69%.
«Дальнейшая эскалация»
6 марта начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко заявил, что Россия может готовить вторжение в Украину. Причем сделал это на встрече с аккредитованными в Украине представителями военно-дипломатического корпуса.
«Мы прогнозируем военную угрозу по трем из четырех географических направлений: с севера, востока и юга. Российская сторона завершает формирование на границах Украины ударных соединений», — сказал он.
В конце февраля подобную информацию озвучил с трибуны ООН Президент Петр Порошенко. По данным главы государства у границы сосредоточенно более 87 тысяч российских военных. «Они предназначены для военного удара. К этому готовится Кремль», — сказал он. «Дальнейшая эскалация до уровня полномасштабной войны не является уже нереальной перспективой», — подчеркнул Петр Порошенко.
Эксперт Андрей Головачев считает, что Россия и Украина проходят все типовые предварительные стадии подготовки к войне. Дескать, после керченского инцидента началась так называемая фаза подготовки общественного мнения к неизбежности войны.
Напомним, что 25 ноября три судна Военно-морских сил Украины пытались пройти в азовское море по Керченскому проливу. Они были обстреляны и арестованы российскими пограничниками. Украина на месяц ввела военное положение в приграничных районах.
«По окончании фазы психологической подготовки общества к войне, она становиться уже практически неизбежной. Общество возбуждено, и прогноз начинает сбываться. Проводятся последние приготовления, вводится визовый режим, экономики переводятся на военные рельсы, проводятся мобилизационные мероприятия, войска подтягиваются к границам, повышается уровень боеготовности и т.д. Тренд набирает такую силу, что ни один политик уже будет не способен остановить войну, даже если бы и захотел», — описывает Головачев военные приготовления.
Он считает, что военная угроза реальна при продолжении курса нынешней власти на конфронтацию с РФ. По словам эксперта, в случае, если позиция Киева в отношении Москвы не изменится после президентских и парламентских выборов в Украине в 2019 году, то вероятность войны с Россией составляет от 90 -95%. А если власти выберут путь компромисса, то вероятность вооруженного столкновения составляет 65%.
«Грубо и систематически» или «Все делаем правильно»
Российское внешнеполитическое ведомство обвинило украинскую сторону в нарушении ряда статей Договора о дружбе.
Например, в статье 6 Договора о дружбе стороны берут на себя обязательство «не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой стороны», а также не допускать, «чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой стороны».
МИД РФ напомнил, что в период действия договора украинское руководство ратифицировало Меморандум в отношении обеспечения поддержки операций НАТО со стороны Украины (2004 год), внесло поправки в военную доктрину (2005 год), в которой заявлено о вступлении в НАТО как о стратегической цели государства. И, наконец, внесло в Конституцию Украины норму о стратегическом курсе в НАТО.
«Грубо и систематически нарушается Украиной статья 12, согласно которой стороны гарантируют защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств», — заявляют в российском МИДе. Там напоминают, что в Большом договоре было прописано взаимное обязательство содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации.
МИД РФ приводит перечень украинских законов, противоречащих этой статье договора: Закон «О кинематографии», Закон о языковых квотах на телевидении, Закон об ограничения доступа на украинский рынок иностранной печатной продукции, Закон «О гастрольной деятельности на Украине», Закон «Об образовании». Так же упоминается проект закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который находится на рассмотрении Верховной Рады.
Относительно Крыма, МИД РФ указал на ст 3 Договора, в которой упомянуто «право народов свободно распоряжаться своей судьбой». Дескать, такая норма гарантирована Уставом ООН, а также большинством основополагающих международно-правовых документов.
«Украина продолжает отказывать народу Крыма в праве свободно распоряжаться своей судьбой», — заявили российские дипломаты в комментарии департамента информации и печати МИД России. Обращает на себя внимание формулировка, что в Украине в 2014 году «произошел антиконституционный переворот и всем заправлять стали национал-радикалы».
Накануне, народный депутат и координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук высказывал мнение, что Россия готовится не признавать выборы в Украине.
А после получения российской ноты, министр иностранных дел Украины Павел Климкин описал в Facebook свои впечатления от документа : «Все 12 страниц о том, что это вроде только сама Украина систематически нарушала договор. Например, Соглашение об ассоциации с ЕС — это, по их мнению, тоже грубое нарушение. Как и все, что мы делаем, чтобы быть более демократичными, европейскими и, в конце концов, по-настоящему независимыми».