Все реформы, которые анонсировались всеми правительствами Украины начинались и заканчивались одинаково – ростом цен и тарифов и снижением качества услуг. Причем как публичных услуг, которые должна предоставлять власть, так и услуг, обеспечиваемых государственными монополиями.
Не стала исключением из правил и рекламируемая уже не первый год реформа «Укрзализыци». Уже второй год растут цены на железнодорожные билеты и тарифы на транспортные перевозки. В прошлом году билеты подорожали на 21%, а в феврале-марте этого года на 30% выросла стоимость грузоперевозок и запланировано ее дальнейшее повышение на 18%.
Это уже привело к снижению объемов перевозок и росту стоимости посевной, но правительство уверено, что цены должны расти и дальше. Напомню, что согласно данным Госстата, за январь-апрель 2015 перевезено 183,5 млн т грузов, что составило всего лишь 76,8% от объема перевозок грузов по сравнению с соответствующим периодом 2014. Что касается пассажироперевозок, то здесь падение менее значительное, но, тем не менее, определяется двузначной цифрой. Так, услугами пассажирского транспорта в январе-апреля 2015 года году воспользовались 1,7 млрд пассажиров, что составляет 88,7% от объема перевозок по сравнению с соответствующим периодом 2014 года.
В Мининфраструктуры планирует в ближайшее время повысить тарифы на перевозки пассажиров «Укрзализныци». При этом, как заявил глава ведомства Андрей Пивоварский, такая «реформа» к новому подорожанию билетов не приведет. А сделать её надо для того, чтобы люди пересели с авто и самолетов на поезда. Подобное чудо министр пояснил следующим образом: «Учитывая, что у нас убыточные пассажирские перевозки, мы будем вынуждены в этом году повысить тарифы на пассажирские перевозки. Имплементация новой организационной структуры позволит сэкономить на административных расходах в будущем».
То есть тарифы сейчас повысят, билеты не подорожают, и все это за счет того, что «в будущем» он планирует сэкономить на админрасходах и все это ради конкуренции с автоперевозчиками и авиа-лоукостами. В такое не то что поверить невозможно, а даже выслушивать такую чушь – противно. Но это еще не все перлы от чиновника.
Пивоварский уверен, что в связи с ростом ответственности руководства и работников железной дороги, повысится качество обслуживания. При этом, никаких изменений технического качества «Укрзалиныци» не будет. По мнению министра, чтобы таковое произошло, следует принять новый закон о железнодорожном транспорте.
С какой стати будет расти качество обслуживания, непонятно. Рост тарифов никак не отражается на повышении благосостояния сотрудников железной дороги. Поэтому ни малейшей мотивации более ответственно подходить к работе у них нет.
Зато можно вспомнить о инновациях «Укрзилизныци», которые происходили ранее и снижали качество обслуживания или дополнительно увеличивали цены на билеты. К примеру, с 1 марта в цену плацкартного/купейного билета была включена стоимость белья. Эта услуга стала обязательной при условии, когда время поездки составляет более 4 часов. А с 1 сентября 2011 года исключила из составов пассажирских поездов 71 вагон-ресторан и теперь поесть в поездах можно только домашними запасами и купленным у проводников/на станциях.
Что же касается нового закона, который должен помочь решить технические проблемы… В середине мая текущего года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило рейтинг дефолта эмитента по обязательствам в национальной валюте «Укрзализници» с «ССС» до «RD» (ограниченный дефолт, — авт.). Все же долгов у перевозчика было на тот момент более 32 млрд грн. Деньги. На ремонт подвижного состава, закупку новых вагонов, ремонт и строительство ж/д полотна и новых вокзалов нужны деньги, а не новые законы. Но если в понимании министра, их можно получить только за счет роста тарифов и экономии на админуслугах, то повышения качества невозможно будет добиться никогда, так как на это просто не будет средств.