Андрей Кислов
07:00 19/03/2018

К выборам ГБР прочат «прослушку» и неограниченные зарплаты

В Раде педалируют изменения в  закон о Госбюро расследований, создающемся до конца 2018 года. Эксперты уверены, что бюро  превратится в орган, призванный бороться с политическими противниками власти накануне выборов, и решение по изменению закона о ГБР будет связано «с работой на  Президента».

Контроль над генералами ГБР

Верховная Рада не приняла законопроекты об изменениях в закон о Государственном бюро расследований (ГБР) и вернули их в комитет для повторной доработки. Предлагались три проекта:  технический законопроект, депутатский и правительственный. После нескольких голосований ни один из  них не набрал достаточного количества голосов.

Политолог Кирилл Молчанов считает, что развернулась борьба за контроль над новым силовым органом. «Власть хочет, чтобы все было аффилированно с Администрацией Президента. Так называемые «еврооптимисты» и стоящие за ними западные партнеры хотят получить влияние на формирование бюро и контроль над ним. Исходя из этого, мы видим постоянные стычки  в парламенте», — сказал К. Молчанов.

Действительно, авторами депутатского законопроекта выступили депутаты-«еврооптимитсты»: Мустафа Найем, Сергеей Лещенко, Елена Сотник, Леонид Емец, Юрий Деревянко и Дмитрий Добродомов.

Из закона о ГБР, который вступил в силу в 2016 году, они предлагают исключить рекомендацию Кабмину сформировать ГБР за счет штатной численности следственных подразделений Генпрокуратуры, Национальной полиции и других органов государственной власти, противодействующих преступности. Вместо этого нардепы предлагают сформировать конкурсную комиссию.

А полномочия по отбору руководителей территориальных органов, центрального аппарата, подразделений внутреннего контроля депутаты предлагают передать лично директору ГБР. Ему же передаются полномочия по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников ведомства.

Кроме того, авторы законопроекта предлагают предоставить подразделениям ГБР право на «прослушку» — самостоятельное снятие информации с телекоммуникационных сетей.

Нардеп Мустафа Найем заявляет, что вокруг законопроекта начались «нездоровые интриги».  Дескать, Кабмин пытается «переломить парламент через колено, шантажируя депутатов». Якобы, угрожая,  что отдельные фракции не дадут свои голоса, если зал не поддержит правительственный проект.

Следует отметить, что проект Кабмина предусматривает, что нормативно-правовые акты ГБР будут подлежать государственной регистрации, а порядок прохождения службы будет определяться Кабмином. На сотрудников ГБР будет распространяться Дисциплинарный устав Национальной полиции.

Законопроект предусматривает введение в ГБР должностей генералов, звание которым  может присваивать только Президент (в депутатском проекте  сотрудники ГБР  получают звания не выше полковника).

Что в лоб, что по лбу

Критики отмечали, что в правительственном законопроекте предлагается вернуть опасную практику влияния руководства на следователей путем размера премии и других доплат, которые смогут составлять большую часть зарплаты. Однако норму, ограничивающую размеры доплат, предлагают убрать не только  Кабмин, но и  депутаты-«еврооптимисты».

В действующем законе указано, что оклад должен составлять 70% зарплаты сотрудника ГБР, а доплаты не более 30%. Этого ограничения  больше не будет, какой бы вариант изменений закона  не приняли. И правительство, и нардепы сходятся в том, что оклад сотрудников  должен стартовать с 20 прожиточных минимумов.  То есть, премии и доплаты неограниченного размера будут выплачиваться в дополнение к минимальному окладу в 34 тыс. грн.

Следует отметить, что глава ГБР Роман Труба декларирует зарплату почти 110 тыс. грн (109 587 гривен). А во время голосования за изменения закона о вверенном ему ведомстве Труба в Верховную Раду не пришел.

В пресс-службе ГБР сообщили, что он не был в Раде, поскольку «уделял внимание» конкурсам ГБР. «Мы рассчитывали, что проекты пройдут, потому что комитет поддержал и проект Найем, и Кабмина, поэтому в ГБР рассчитывали, что Рада поддержит проект», — цитируют пресс-службу СМИ.

Прием документов на конкурс по замещению вакансий в ГБР продолжается со 2 марта по 2 апреля.  Ранее Мустафа Найем заявлял, что ГБР  формируется с нарушением законодательства.

По его словам директор бюро Роман Труба «решил лично принять квалификационные требования к  сотрудникам», дескать, он «уже разделил сотрудников ГБР на тех, у кого будут спецзвания, и тех, у кого их не будет».

Кроме того, по словам Найема, между главой и заместителями разгорается противостояние, а директор «самолично принимает решения, которые противоречат или не предусмотрены законом». Депутат отмечает, что уже третий месяц в Бюро работают всего три человека – глава ДБР и два его заместителя, а еще несколько человек определены в патронажную службу директора.

Аналога ФБР не получается

Директор ГБР Роман Труба был назначен 16 ноября, а первым замом избрали прокурора Ольгу Варченко. Злые языки связывают Трубу с «Народным фронтом», а Варченко — с Блоком Порошенко. Основной состав ГБР должен быть сформирован до конца 2018 года. Численность сотрудников бюро будет составлять 1500 человек.

А на бумаге ГБР существует уже два года. Бюро  было создано постановлением правительства в ноябре 2015 года. Закон о Государственном бюро расследований принят 12 ноября 2015 года, подписан Президентом 14 января 2016 года, вступил в силу 1 марта 2016 года.

В  госбюджете 2017 года ГБР было выделено 640 млн грн. А в бюджете на 2018 год расходы для обеспечения деятельности Государственного бюро расследований предусмотрены в сумме 651,5 млн грн, хотя бюро еще не создано.

ГБР создается в рамках реформы правоохранительных органов, чтобы вывести функцию следствия из прокуратуры и создать единый орган, который будет заниматься расследованием.  Тем временем в Генпрокуратуре создается Департамент процессуального руководства уголовных производств, которые расследуются ГБР. Генпрокурор Юрий Луценко дал поручение до 15 апреля подготовить соответствующие организационные и кадровые документы.

Европейский эксперт  в сфере международного права Кнут Берг  считает, что ГБР уготована участь «показушной организации». «Официальный Киев пытается представить Государственное бюро расследований аналогом американского ФБР, но такое сравнение неуместно. Это будет орган, призванный помочь власти бороться с политическими противниками», —  считает европейский эксперт.

Отечественный политолог Кирилл Молчанов отмечает:  «Вряд ли бюро будет полностью независимым. В большинстве случаев туда переводят нынешних прокуроров, к которым есть много вопросов. В итоге принятое решение по изменению закона о  ГБР будет связано с работой на  прокуратуру и на Президента».

 

Читайте также по теме