Под «зонтиком» подписания экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС почти незамеченными проходят события, в иное время сами по себе ставшие бы топ-темами дня.
В среду, 25 июня на заседании правительства было принято решение «реформировать» «Укрзализныцю» путем преобразования ее в акционерное общество.
Как сообщила координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александр Кава, данное решение для украинского железнодорожного транспорта дает возможность в процессе реформирования «Укрзализныци» перейти к реальным действиям и начать разделение регуляторной и хозяйственной функции на железнодорожном транспорте.
Глупость данного заявления очевидна любому, кто хоть в школе, но изучал экономику. А уже для получивших представление об экономике предприятий в вузовской программе оно и вовсе выглядит смешным до невозможности. Ибо не существует ни единого хозяйствующего субъекта, который бы в своей деятельности не совмещал регуляторные функции с хозяйственными. Потому как без первой, контролирующей и стандартизирующей невозможно вести бизнес. Данное утверждение тождественно тому, что с целью реформирования директор и главный бухгалтер решили стать двумя различными хозяйствующим субъектами в рамках одной фирмы. Но чего только в Украине не бывает. Возможно, и данный абсурд – реализуем. Для отечественных чиновников в этом плане нет ничего невозможного.
Напомню, законодательную основу для реформирования железных дорог была создана соответствующим законом «Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», принятом Верховной Радой Украины 23 февраля 2012 года и подписанным тогда еще президентом, а теперь уголовным элементом, разыскиваемым прокуратурой, Виктором Януковичем 15 марта 2012 года.
Согласно документу, предприятие должно стать публичным акционерным обществом, 100% акций которого закрепляются в собственности государства без права отчуждения. Новый субъект хозяйствования должен быть образовать путем слияния «Укрзализныци», шести железных дорог, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования. Кроме того, в уставный капитал будут внесены акции, доли и паи, принадлежащие государству в компаниях, созданных при участии предприятий железнодорожного транспорта. Планируется, что структуры новосозданного АО будут разделены по видам деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки во внутреннем и международном сообщении, пассажирские перевозки в пригородном и региональном сообщении, содержание и эксплуатация инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство и ремонт объектов инфраструктуры , научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержание социальной сферы.
Примечательно, что принятый закон ясно и понятно дает понять, что в процессе реорганизации государство просто наплюет на исполнение множества законов, касающихся имущественных, экологических и других видов права. В частности, как гласит пп.8 ст.2 Закона: При создании Общества, формирование его уставного капитала и прекращения Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины и предприятий железнодорожного транспорта, в том числе при уступке права требований, перевода долга, проведения реорганизации, не применяются положения законодательства относительно:
· необходимости получения согласия кредиторов относительно замены должника в обязательстве (перевод долга), если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
· права кредиторов требовать в связи с проведением реорганизации обеспечения исполнения обязательств, их досрочного прекращения или исполнения и возмещения убытков;
· невозможности завершения реорганизации до удовлетворения требований, заявленных кредиторами;
· проведение аудиторской проверки финансовой отчетности предприятий железнодорожного транспорта;
· проведение экологического аудита предприятий железнодорожного транспорта.
То есть ничего из вышеперечисленного сделано не будет!
Несмотря на то, что Законом определен единственный акционер новосоздаваемого АО – государство, это ничуть не помешает после завершения «реформы» изменить его положения и начать торговать акциями в пользу конкретных олигархов. Именно для этого до сих пор в Украине и акционировалась госсобственность. Почему же в отношении нового железнодорожного монополиста, но освобожденного от долговой нагрузки после реформы следует ожидать чего-то иного?