Кадровые перестановки в украинском Кабмине отвлекли внимание от весьма знаковых событий в экономике страны, которые могут иметь намного более серьезные последствия, чем перемещения министров с должности на должность.
22 февраля агентство «Bloomberg» сообщило о том, что по риску суверенного дефолта среди стран Европы Украина уступает «пальму первенства» только Греции. «Правительство Украины продолжает переговоры с МВФ о финансовой помощи, а также с Россией о снижении стоимости газа – дискуссии на соответствующую тему уже дважды с 2006 года приводили к прерыванию транзита углеводородов в Европу. Эти факторы усилили опасения инвесторов относительно того, сможет ли Украина в этом году справиться с долгом в $11,9 млрд. Среди тех стран, за которыми наблюдает «Bloomberg», для Украины наиболее вероятен дефолт (за исключением, разумеется, Греции)», — считает «Bloomberg».
В это же день, менее чем за сутки до увольнения с поста главы Минфина Валерий Хорошковский подчеркнул, что информация о возможном дефолте Украины не соответствует действительности. «Я хочу официально опровергнуть подобного рода инсинуации, потому что в действительности на сегодня мы вообще не видим проблем, даже если у нас не будет возобновлено сотрудничество с МВФ, с погашением внешнего долга», — сказал Хорошковский.
На следующий день Премьер-министр Украины Николай Азаров, выступая перед журналистами в ходе рабочей поездки по Житомирской области, заявил: «В Украине не будет никакого дефолта. Спокойно работайте. В Украине не будет никаких дефолтов. Не думайте. Это у правительства должна голова болеть и у Национального банка».
Такое редкостное единодушие в Кабмине не может не настораживать. Особенно если учесть, что 22–23 февраля были обнародованы два документа, которые свидетельствуют если не о высоком риске суверенного дефолта, то о подготовке правительства к работе в условиях девальвации гривны и гиперинфляции.
Так, газета «Известия» предоставила письмо представительства МВФ в Украине, обращенное к руководству украинского Кабмина с рекомендацией обеспечить «более гибкий обменный курс», что в существующих условиях означает обвал курса гривны. А интернет-издание «Хвыля» опубликовало приказ Министерства финансов Украины от 25 января 2012, из названия которого четко видно, в каких условиях придется работать стране в 2013 году. Документ с громким и недвусмысленным названием «Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 105 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» вступает в силу с 1 января 2013 года и регламентирует ведение бухгалтерского учета в государственном секторе «в условиях достижения значения кумулятивного прироста инфляции 90% и более».
Напомню, что сейчас курс гривны искусственно сдерживается за счет золотовалютного резерва НБУ. За декабрь прошлого года этот резерв сократились на $0,614 млрд, или на 1,9%, — до $31,795 млрд. Темпы уменьшения ЗВР во второй половине 2011 года впечатляют. В августе 2011 ЗВР Украины были равны $38,205 млрд, а уже в декабре – уменьшились до $ 31,795 млрд. Сокращение — $ 6,410 млрд. Для сравнения: ЗВР Украины в августе 2008-го был равен $ 38,046 млрд, а в декабре 2008-го – $ 31,543 млрд. Сокращение – $6,503 млрд. Т.е. в 2011 году темпы уменьшения ЗВР… вернулись на уровень 2008 года!!! Вначале 2012 года эта тенденция продолжилась. В январе 2012 года украинцы купили в банках на $557 млн. больше валюты, чем продали. ЗВР НБУ сократились до $31,364 млрд
Получается, власть работает исключительно на выборы, искусственно сдерживая валютообминий курс до проведения парламентских выборов. После них курс гривны может быть «отпущен в свободное плавание». Фактически, будет означать возвращение страны в 90-ые годы, которая так же функционировала при гиперинфляции.