Взяв на себя обязательство оказывать малообеспеченным гражданам материальную поддержку в виде субсидий, государство решило подстраховаться. Ограниченный финансовый ресурс и наполовину теневая экономика Украины подтолкнули Минсоцполитики к логичному выводу – доверяй, но проверяй, а еще наказывай. Так в парламент и попал законопроект №4176 «Об обеспечении государственного контроля в сфере социальной поддержки».
На государственной шее
По официальной статистике, в Украине субсидиями охвачено 5,6 миллионов украинских семей. Средний размер субсидии варьируется от 500 до 4500 грн. Это огромные деньги.
Минсоцполитики максимально упростило процедуру подачи заявлений на получение субсидии, с другой стороны просто так раздавать деньги государство не собирается и справедливо подозревает многих льготников в искажении реального имущественного положения. Поэтому и потребовался надзорный орган.
Социальная прокуратура
Итак, законопроект предполагает создание с 1 января 2017 года нового органа — Социальной инспекции, которая структурно будет являться частью органов социальной защиты под руководством Минсоцполитики.
Основная цель социальной инспекции – контроль правильности и применения законодательства в сфере предоставления социальной помощи, упреждение и выявление случаев его нарушения, контроль целевого использования выделенных средств.
Один из мотивов создания новой структуры — 20 миллионов долларов Международного банка реконструкции и развития, обещанных в случае принятия закона.
Рассмотрим некоторые «новеллы» законопроекта.
Документ вводит новый термин «Социальная поддержка». Под ним понимаются не конкретные денежные средства (социальная помощь), а система мероприятий, направленных на оказание социальной помощи.
Получатели поддержки — малообеспеченные семьи, одинокие матери с детьми, получатели субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, льгот по оплате услуг за использование жилья, коммунальных услуг, телефона, приобретение твердого топлива и сжиженного газа, других социальных услуг.
Под контролем социальной инспекции будут находиться структурные подразделения местных государственных администраций и органов самоуправления, которые оказывают социальную поддержку, а также получатели такой поддержки – граждане.
Полная финансовая прозрачность
Среди скучных и декларативных полномочий нового органа, вроде планирования и координации, отметим наиболее важные, социальная инспекция:
-контролирует возвращение переплаченных средств социальной поддержки;
— обращается в суд с исками относительно возвращения переплаченных средств социальной поддержки;
— получает на бесплатной основе данные, необходимые для установления права на социальную поддержку и размер ее предоставления от Минфина и информационных систем других органов власти.
Последний пункт примечателен тем, что Минфин, согласно ранее принятым изменениям в ст.62. в законе Украины «О банках и банковской деятельности», получил право на доступ к банковской тайне граждан.
Не сметь жаловаться
Судя по тексту законопроекта, Кабмин решил наделить социальную инспекцию практически полной безнаказанностью.
В статье посвященной оспариванию решений социальной инспекции и спорам, как в анекдоте «начальник всегда прав» сказано: требования социального инспектора являются обязательными для выполнения. Если что-то не устраивает – суд.
Иными словами, Минсоцполитики никакие жалобы подчиненных рассматривать не собирается.
Без вины виноваты
Законопроект также вносит изменения в другие законы Украины, которые заслуживают внимания.
Так, Минсоцполитики предлагает отказаться от понятия «недостоверные данные», что подаются заявителями для получения государственной помощи.
Вместо «недостоверных данных» будет использоваться «заведомо неправдивые данные». Получается сейчас «недостоверные данные» формально являются ошибкой, но после принятия закона станут преднамеренным умыслом.
Вот только вопрос: как этот умысел собираются доказывать и что делать с презумпцией невиновности в Украине? Главному научно-экспертному управлению парламента будет над чем подумать, перед тем как писать вердикт на этот законопроект.
Опасные игры
Получатели субсидии ходят по минному полю, так как государство до конца не пояснило основные критерии, по которым оно будет считать доходы граждан. Очевидно, правила игры будут постоянно меняться не в пользу граждан.
Так сегодня чиновники заявляют, что факт аренды жилья, а главное депозит в банке не является препятствием для получения субсидий, главное, чтоб за отчетный годовой период не было приобретено имущество или услуга на сумму от 50 тысяч гривен.
То есть получатель субсидии теоретически может получать дивиденды без ограничения по сумме. Очень спорно, что такой подход является справедливым с точки зрения человека, оплачивающего коммунальные услуги по полным тарифам, и не имеющего из-за этого возможность откладывать сбережения.
Другим препятствием для получения субсидии является укрывание дополнительных доходов. Сокрытая сумма при этом значения не имеет.
Если государство подловит на сокрытии доходов и выявит «заведомо неправдивые данные» вернуть всё придется в двойном размере.
Вполне возможно, что скоро мы увидим правительственные инициативы по принуждению граждан отчитываться не только о доходах, но и о расходах, как это принято во многих цивилизованных странах.
Что уже говорить о том, что в стране до сих пор не создан единый реестр получателей государственной помощи и льгот, несмотря на многочисленные западные финансовые транши.
Рассмотренный законопроект забит пустой декларативной демагогией и единственная его цель — получить доступ к банковской тайне и обещанным деньгам западных доноров. Все подробности и процедуры финансовой слежки за гражданами будут выписываться непосредственно Кабмином.