В свете обостренного газового противостояния с Россией, отсутствия четкой долгосрочной схемы поставок газа со стороны европейских партнеров, и, как следствие, наличия болезненного для населения дефицита голубого топлива, поощрение развития альтернативной энергетики выглядит логичным шагом руководства страны в активном выстраивании и укреплении энергетической независимости и безопасности Украины. Вместе с тем последние инициативы Кабинета Министров, похоже, направлены на то, чтобы окончательно отбить у западных компаний интерес к проектам строительства нетрадиционных энергогенерирующих объектов.
Так, в июне «с целью снижения тарифной нагрузки на конечного потребителя электрической энергии» правительство своим распоряжением № 589-р рекомендовало Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ) пересмотреть существующую схему расчета «зеленого» тарифа для предприятий, специализирующихся на производстве электроэнергии из возобновляемых источников энергии и снизить тарифный коэффициент для пикового периода времени с 1,8 до 1,01. Если эта инициатива будет одобрено комиссией, то действующий тариф снизится вдвое.
В конце июля комиссия обнародовала проект нормативного акта, где были учтены правительственные предложения.
Это вызвало бурную реакцию со стороны производителей и инвесторов.
«Распоряжение Кабмина не содержит экономического обоснования, почему НКРЭ предлагается снизить пиковый коэффициент именно в два раза, и как это отразится на сроках окупаемости проектов. По нашим расчетам, в случае снижения НКРЭ пикового коэффициента в два раза, как предлагает Кабмин, строить новые солнечные электростанции не имеет смысла. Действующий «зеленый» тариф отвечал тем экономическим условиям и срокам окупаемости, которые существовали в Украине на момент принятия Закона «Об электроэнергетике». Под эти правила игры зашли инвесторы, взяли кредиты. И для них любые непредвиденные изменения существенно ухудшат ситуацию», — сказал исполнительный директор компании «Рентехно» Дмитрий Лукомский.
Возмущен действиями Кабмина Директор Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергетики Виталий Давий.
«Как в этих условиях можно говорить о формировании инвестиционного климата, если кто-то осуществляет подобные манипуляции?» — заявил он.
Юристы же отмечают, что правительственное распоряжение не имеет законных оснований.
«Сегодня ни законом «Об альтернативных источниках энергии», ни законом «Об электроэнергетике» не предусмотрены полномочия Кабинета Министров по установлению тарифного коэффициента, который применяется для пикового периода времени. Поэтому распоряжение Кабмина от 18 июня № 589-р можно считать таким, которое принято правительством без наличия законных оснований», — отмечают в украинском отделе международной юридической фирмы Baker & McKenzie.
В юридической компании Arzinger считают, что выполнение комиссией правительственной рекомендации приведет к череде судебных разбирательств с зарубежными фирмами и значительному сокращению притока инвестиций в отрасль.
«Снижение «зеленых» тарифов для объектов, которые производят электроэнергию из солнечного излучения, не отвечает принятой международной практике. Можно предположить, что, зная заранее о таком снижении тарифа, инвестор, не выбрал бы Украину для размещения своих средств», — говорится в отчете Arzinger, который был выполнен по заказу Европейско-украинского энергетического агентства.
В документе подчеркивается, что при наличии даже идентичной с Европой тарифной сеткой инвестор отдаст предпочтение какой-либо другой западноевропейской стране, где он получит кредитование на более выгодных условиях и реальную перспективу скорой окупаемости проекта.
«Если сегодня снизили тариф солнечным электростанциям, то что мешает завтра снизить его ветряным станциям или биоэнергетике? Такая непоследовательность правительства в сферах, регулируемых Кабмином и нуждающихся в долгосрочных инвестициях, будет иметь тяжелые экономические последствия для Украины», — добавил член совета Европейско-украинского энергетического агентства по работе с правительством Наум Рикшпун.
В свою очередь Максим Сысоев, адвокат юридической фирмы Marchenko Danevych, убежден, что распоряжение правительства несет явные признаки дискриминации в отношении солнечных электростанций, так как снижение тарифного коэффициента в рекомендации не касается малых ГЭС. Добавим, что группа компаний «ТЕКТ» в начале июля обжаловала в суде распоряжение правительства.
Еще один удар от руководства страны альтернативная энергетика получила в виде принятия в конце июля Верховной Радой правительственных поправок в Налоговый кодекс Украины. Так, в обновленном кодексе теперь отсутствует льготный режим для налога на прибыль предприятий занятых производством электричества из возобновляемых источников энергии. Также введено налогообложение альтернативных топлив на уровне 99 евро/тонна. Все это говорит о том, что в поисках сбалансированности тарифов и подгонки налоговой системы под новые экономические реалии правительство «калечит» отдельные направления энергетики.
«На данный момент строительство ветровых и солнечных электростанций — большое перспективное направление, но у нас отсутствует финансирование на разработку первичного технико-экономического обоснования, поэтому мы не можем описать тот потенциал и определить ключевые акценты», — сказал председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Сергей Евтушенко, говоря об участии государства в развитии альтернативной энергетики.
Он отметил, что процесс реализации этих проектов сдерживают также и постоянные изменения украинского законодательства.
«Например, закон «Об электроэнергетике» за последние годы менялся десяток раз, и никто не уверен, что эти правила игры, которые сложились сейчас, не будут изменены в краткосрочном периоде», — сообщил он.
Точку зрения С. Евтушенко разделяет президент Украинского Национального комитета Международной Торговой Палаты, советник премьер-министра Украины Владимир Щелкунов.
«На сегодняшний день финансирование действительно отсутствует. Когда украинским законодательством будет установлен реальный тариф на строительство ветровых и солнечных электростанций, который будет выгоден инвесторам, тогда инвестиции и придут в эту сферу. Известно, что на протяжении последнего года, изменения в этих тарифах делались около трех-четырех раз. И каждый тянул одеяло на себя. У нас в стране есть огромная проблема — это политизация людей и политизация экономики. Ну не может выдержать страна, когда политики, которые приходят к власти, пытаются строить экономику страны под конкретную политику и конкретную власть. Экономика имеет свои правила и не терпит издевательства», — констатирует он.
Напомним, в связи с удешевлением гривны НКРЭ с 1 августа уже снизила на 2,86% «зеленые» тарифы. Теперь расценки для наземных солнечных электростанций составляют 731,95 или 533,71 копейки/кВт-ч, а для крышевых — 701,45; 670,95; 564,21 или 548,96 копейки/кВт-ч. В свою очередь 1 кВт-ч, полученный от ветряной электростанции, отныне тарифицироваться по 177,9, или 101,66 копейки, а, станции, работающие с биомассой и биогазом, имеют таксу в 194,85 копейки. Что касается ГЭС, то тарифы для них установлены на уровне 304,98; 243,98 или 182,99 копейки/кВт-ч.
Также отметим, что в июне Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), совместно с Фондом чистых технологий, в рамках второй фазы программы финансирования альтернативной энергетики в Украине подтвердил выделение 70 млн. евро стране, что в целом составит 140 млн. евро в 2014 году.