Кабинет Министров отстранил НАК «Нафтогаз» от специального режима госрегулирования рынка природного газа, решив силами Минэнерго пересматривать каждые полгода стоимость «голубого топлива» для населения и предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ). Действия правительства, направленные на дальнейшее внедрение «европейской формулы» при ценообразования на газ, приведут, по экспертному мнению, к подорожанию услуги бытового газоснабжения уже этой осенью, хотя в правительстве исключают такой сценарий.
Во второй половине февраля Кабмин опубликовал постановление №90, которым внес изменения в нормативно-правовой акт № 758 от 1 октября 2015 года «Об утверждении положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа». Этот документ, напомним, закреплял за «Нафтогазом» обязательство ежеквартально корректировать цены на газ для населения и ТКЭ, однако не включал конкретного механизма пересчета.
Теперь же новое правительственное распоряжение формализовало порядок пересмотра предельных розничных цен на «голубое топливо» и ввело такие понятия как «газовый год» и «газовое полугодие» Таким образом, Кабмин будет проводить ревизию цен на газ два раза в год: 1 октября и 1 апреля.
Стоимость газа будет пересматривается в сторону повышения в случае существенного изменения цен импортного паритета. Проще говоря, если стоимость импортированного газа увеличится за полугодие более чем на 10% от зафиксированных предельных розничных цен, то Кабмин будет реагировать на эти изменения корректировкой внутренних расценок.
Операции , связанные с расчетом розничных цен, будет совершать Министерство энергетики и угольной промышленности.
Согласно постановлению, в процессе вычислений специалисты Минэнерго будут принимать во внимание среднемесячные котировки на немецком хабе NCG (за полугодие), включая транспортные расходы до западной границы Украины и тарифа на вход в ГТС, а также тарифы на внутреннюю транспортировку и распределение газа, торговую наценку поставщика и НДС.
Такие подсчеты ведомство должно выполнять за 2 месяца до начала каждого следующего газового полугодия. При этом, если исходить из содержания нового проставления Кабмина, первый пересмотр цен может быть проведен уже с 1 апреля.
Напомним, цены на газ для населения и промышленности в Украине не менялись с мая 2016 года, когда Кабмин ввел единую внутреннюю стоимость «голубого топлива» в 6 879 гривен за 1 тыс. куб. м , отталкиваясь от средней цены импортного газа на уровне 185 долларов за 1 тыс. куб. м.
Тогда премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что эта единая цена пересматриваться не будет, поскольку соответствует рыночному уровню стоимости топлива.
Примечательно, что ранее, до утверждения Кабмином постановления №90, главный коммерческий директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко опубликовал статью «Рынок газа: реформа реформе рознь», в которой предупредил о последствиях отмены специальных обязательств (госрегулирования) НАК на рынке природного газа. Именно они, напомним, позволяли «Нафтогазу» продавать газ по установленным государством ценам.
«Если не будет продлено государственное регулирование цен для потребностей населения (постановления №758 от 1 октября 2015 года – Ред.), так называемые «специальные обязательства», то, исходя из текущих цен на газ на европейских рынках, курса гривны и прочих факторов, можно ожидать, что цены на газ для потребностей населения вырастут на 40%[…] Если до 1 октября не будет позитивного решения в арбитраже (иски «Нафтогаза» к «Газпрому» в Стокгольмском арбитраже на более 28 млрд долларов – Ред. ), использовать текущие форвардные цены на газ с поставкой зимой 2016/2017 года, а остальные параметры оставить неизменными, то можно ожидать, что повышение оптовых цен на газ для потребностей населения составит уже как минимум 47%», — писал в своей статье Ю.Витренко, отмечая, что в случае победы Украины в арбитраже и покупке импортного газа по цене «хаб минус» (то есть, без фактора немецкого хаба NCG), оптовая цена газа для населения снизиться вдвое по сравнению с текущей.
В свою очередь В. Гройсман, реагируя на статью Ю. Витренко, заверил, что повышение цен на природный газ для населения не будет.
«Я не допущу никакого повышения тарифов на газ для нужд населения. А те, кто заявляют о возможном росте цен на 40%, должны либо ответственно работать, либо писать заявление на увольнение», — процитировала слова главы правительства пресс-служба Кабмина.
Последовательная либерализация ценообразования на газ для потребностей населения (читай приведение цен на газ к рыночному уровню), на которой настаивают в МВФ и ЕС, никак не сочетается со специальными обязательствами «Нафтогаза», но удержать на какое-то время рост цен на газ можно путем отдельных договоренностей с МФВ, с котором Киев сейчас активно ведет переговоры относительно получения 4 транша по линии EFF.
«Из-за корректировки цены на газ каждые полгода стоимость газа для населения будет расти. Это было прописано в Соглашении об ассоциации с ЕС. Оно гласит, что цены должны быть рыночными для всех категорий потребителей. Более того, МВФ потребовал в последнем проекте меморандума, чтобы правительство реализовало это на практике. Возможно, Гройсману удастся договориться с МВФ и отложить подорожание. Однако осенью (с 1 октября – Ред.) цены на газ все равно поднимутся на 40%», — рассуждает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский, комментируя перспективы рынка природного газа, также сообщил о ключевом влиянии МВФ в данном вопросе.
«Нужно понимать, что привязка к «европейской формуле», инициированная правительством, означает только повышение. Сейчас де-факто стоимость газа регулируется до 1 апреля соответствующим постановлением (постановление №758 от 1 октября 2015 года — Ред), и отличается на 3 тысячи от реальных цен (на середину февраля – Авт.), поэтому в действительности со стороны Витренко было заявлено обоснованное опасение. Вопрос цен на природный газ для простых украинцев сейчас зависит от переговоров с МВФ, так как в готовящимся новом меморандуме имеется соответствующее требование», — подчеркнул В. Землянский.
Напомним, с ноября 2015 года Украина не закупает газ в РФ, а импортирует его из Европы. Чаще всего это «реверсный» газ. В 2016 году поставщиками «Нафтогаз» были 15 европейских компаний. В прошлом году «Нафтогаз» импортировал 8,2 млрд куб. м газа, как по собственным процедурам закупки, так и по процедурам закупки, установленным кредитным соглашением с ЕБРР. В целом Украина в минувшем году сократила потребление газа по сравнению с 2015 годом на 4,1% до 32,36 млрд куб. м. В то же время потенциал внутренней газодобычи оценивается в 18-20 млрд куб. м.