Украина, кредитующаяся в Международном валютном фонде по программе stand-by и взявшая по его требованиям курс на сбалансирование государственного бюджета за счет урезания расходных статей, создает новые материальные угрозы для незащищенных слоев населения.
Так, последовательное повышение по лекалам МВФ тарифов на жилищно-коммунальные услуги для покрытия хронического дефицита НАК «Нафтогаз Украины» является, наряду с новой системой налогообложения и пересмотренными социальными стандартами, одним из главных вызовов для простых украинцев и угрожает тотальным бойкотированием оплаты платежек. Дефицит «Нафтогаз Украины», который по итогам 2014 года составил 110 млрд гривен и образовался из-за девальвации и ценовой разницы закупаемого и реализуемого населению газа, можно, по мнению МВФ, перекрыть только путем установления рыночной европейской тарификации в сфере ЖКХ, что и выполняет на данный момент украинское правительство. Напомним, в 2014 году стоимость жилищно-коммунальных услуг разных категорий увеличилась на 20% — 40%. В целом планомерный рост тарифов будет происходить до 2018 года.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко предполагает, что тарифы в 2015 году повысятся достаточно стремительно.
«Я думаю то, что мы с вами вправе ожидать на протяжении 2015 года 2-3 кратного увеличения тарифов, притом достаточно быстрого, попадающего на первую половину 2015 года», — сказал он.
В свою очередь премьер-министр Украины Арсений Яценюк в конце декабря заявил о необходимости ускорить процесс приведения тарифов ЖКХ до рыночных параметров и анонсировал перевод бюджетных дотаций с «Нафтогаза» на население.
«При поднятии тарифов дополнительные доходы, которые будут получать «Нафтогаз» и «Укргазвыдобування», сразу отправляются на прямые субсидии всех малообеспеченных граждан Украины. Под дотацию попадают от 15 до 20 миллионов человек. То есть это фактически половина граждан Украины», — сказал он и добавил, что в госбюджете на 2015 год финансовая поддержка газового оператора определена в размере 32 млрд гривен.
К слову, 1 октября 2014 года, согласно правительственному постановлению № 409 «О внедрении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания», в силу вступили новые правила назначения и расчета жилищных субсидий и компенсаций. Новый механизм субсидирования, основанный на индивидуальном подходе, вызывает критику со стороны экспертов.
«Правительство поменяло положения о назначении жилищных субсидий так, чтобы было больше отказов гражданам. Сегодня система устроена таким образом, что компенсацию могут получить только одинокие пенсионеры. Если в квартире проживают два пенсионера — субсидию не дадут. По мнению властей, в данном случае они получают слишком много доходов. Поэтому речи об 15 млн украинцев получающих субсидии быть не может. От силы 3 — 4% украинских домохозяйств (в отопительном сезоне 2015/2016 года — прим. ред.) могут рассчитывать на них», — сказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Он напомнил, что на сегодня только 4,7% украинских домохозяйств получают субсидии, при этом 82% получателей представлены одинокими пенсионерами. Кроме того, средняя ежемесячная сумма компенсации составляет всего лишь 122 гривны на одно домохозяйство.
«По итогам 11 месяцев местные бюджеты не перевили жилищным организациям в качестве компенсации разницы в тарифах около 4 млрд гривен. Общий долг украинцев за услуги ЖКХ составляет 11 млрд гривен. В ноябре 2014 года 30% граждан страны не оплатили платежки. После поднятие всех тарифов уровень неоплаты коммуналки будет носить колоссальный характер, долги будут вешаться на ТКЭ и другие субъекты, а не на «Нафтогаз». То есть с формальной точки зрения А. Яценюк выполнит требования МВФ. Понятно, что те 100 млрд гривен дефицита компании повиснут в виде неоплаченных услуг ЖКХ», — добавил он.
Андрей Блинов, финансовый эксперт и проектный менеджер «Лиги финансового развития» отмечает, что запланированный дефицит государственного бюджета на 2015 год в размере 64 млрд гривен менее критичен, чем «дыра» «Нафтогаза» и подчеркивает на необходимости реорганизации оператора.
«Компания имеет дефицит в более чем 100 млрд гривен – это одна из ключевых проблем страны, которая не решается. На это недостаточно ресурса МФВ, потому что они выделили два транша и молчат. В семь раз повышать тарифы для населения нельзя. Оставлять такой дефицит также нельзя. Надо разделять компанию, но об этом предпочитают не говорить», — отметил он.