На сегодняшний день все попытки Минрегионстроя создать систему градостроительного кадастра Украины провалены. На содержание этой системы потрачены миллионы бюджетных средств, но градостроительного кадастра в стране нет. Никто не регистрирует эту деятельность, нет открытых реестров землепользования и объектов застройки территорий не только мелких городов, но и столицы. Оформленные с нарушением законодательства землеотводы Киева не соответствуют действующему Генплану-2020 и поэтому узакониваются в «новом» Генплане-2025. Эксперты уверены, что не застройщик виноват в преступном «захвате» города, а чиновник, который нарушая законы, выдает разрешение и документы на землю.
Абсурд трёх кадастров
На сегодняшний день Киев имеет три кадастра: земельный муниципальный, который ведет Киевзем (Департамент земельных ресурсов КМДА), земельный государственный – ведёт Госземагенство Украины и градостроительный кадастр – детище Департамента градостроительства и архитектуры.
С 1 января 2013 года в открытом доступе появилась карта земельного кадастра Украины, где Госземагенство раскрывает данные о земельных участках и небольших территориях. С его помощью можно просматривать все реестры в системе он-лайн и видеть не просто размер земельного участка, но и какая у него функция в Генплане. А градостроительный кадастр — регистрирует данные о кварталах, микрорайонах и планировочных зонах Генерального плана, но не показывает объектов строительства (показаны почему-то только гостиницы) и параметров застройки.
7 февраля 2013 года заместитель главного архитектора столицы Андрей Вавриш презентовал в Минрегионе версию градостроительного кадастра Киева, на который было потрачено 4 млн грн.
Кадастр содержит различные данные об определенных территориях столицы, нанесенных на карту типа google и yandex-maps. Но эти карты не содержат информации о земельных участках, на которых, согласно требованиям законодательства, должен базироваться градостроительный кадастр.
Заглянув в этот кадастр, бизнесмен не увидит там никаких землеотводов, поскольку для создания этой системы за основу земельный слой никто не брал.
«Этому есть простое объяснение — то, что с начала 2013 года выложено в открытый доступ на сайте Госземагенства — вовсе не полноценный земельный кадастр. Этот продукт сделан с грубейшими нарушениями технических регламентов и содержит данные лишь о незначительной части всех землеотводов на территории страны. И если кадастр – это регистратор, то А. Вавриш ничего там не регистрирует, то есть, кадастр не работает. А созданный им продукт — просто электронная библиотека», — рассказал эксперт в сфере градостроительства, экс-заместитель главного архитектора города Киева Виктор Глеба.
Госземагенство потратило 200 млн грн. кредитных денег Мирового Банка, но государственный земельный кадастр был сделан с грубейшими нарушениями: земельные участки не совпадают с территориями реальной застройки.
«Действующий Генплан-2020 и план земельно-хозяйственного устройства столицы абсолютно не соответствуют друг другу. У нас землю регистрируют земельщики на отдельных картах, а градостроители рисуют Генеральные планы, схемы планировки областей и районов – на других картах. Это последствие недальновидной политики, дилетантства и мошенничества», — констатировал архитектор.
Архитектор уверен, что система программного комплекса земельного кадастра – это самая большая афера со времён экс-мэра Киева А. Омельченко. Еще в 2005 году общественные активисты составили протокол, в который вошло 100 объектов киевских незаконных застроек.
«Киевзем со своими депутатами крышует мафию земельного и строительного бизнеса, отдаёт из городского бюджета и налогов киевлян сомнительные роялти (периодическая денежная компенсация – ред.) на функционирование городского земельного кадастра», — констатировал В. Глеба.
Две тысячи участков покрыто мраком
На сегодняшний день, по словам архитекторов, в Киеве более 2-х тысяч земельных участков находится в тени, которые не имеют оснований для землеотводов. А это около 3 тысяч гектаров земли, которые принадлежат городской общине и переданы застройщикам с изменением целевого назначения без отчислений в бюджет столицы.
«Все участки, которые отведены в период с 2006 по 2013 год, являются участками сомнительной репутации. Есть информация о том, что экс-заместитель мэра Л. Черновецкого, Денис Басс, даже школы с детскими садиками продавал, а также дороги и подземные переходы. При А. Попове ситуация не поменялась. Заменили лишь «смотрящих» по градостроительству — назначили электрика по образованию Андрея Вавриша заместителем главного архитектора столицы. Реформы 2011 года в сфере градостроительства окончательно поставили крест на собственности киевлян. Особенно пострадали рекреации города. Новая власть пошла ещё дальше — «Киевзеленстрой» сегодня заменил государственные лесопарковые хозяйства Киева: лес превратиться в парк, а потом в застройку. Этому способствует градостроительный кадастр города (МИАС ЗМД), а Генплан-2025 для этого и будет принят, несмотря на отсутствие экологической экспертизы территории вдоль Днепра», — отметил В. Глеба.
Депутат Киевсовета, глава рабочей группы по застройке массивов Сырца и Оболони Владислав Михайленко утверждает, что СБУ арестовало около 2 тысяч земельных участков, но пока процесс не сдвигается с мертвой точки.
«В разработке Киевсовета находится огромное количество вопросов на отмену земельных решений. Есть информация, что все эти аресты от СБУ существуют для того, чтобы люди или посредники получали взятки за снятие арестов. Скорее всего, около 2-х тысяч теневых участков в Киеве — это участки, оставленные прошлой властью, по которым велись следственные действия прокуратурой. Ну, а с чем они не разобрались, будет рассматривать Киевсовет», — сказал депутат.
«Коррумпированные участки» Киева
С приходом во власть команды Виталия Кличко строительные аферы в столице продолжаются. Например, по ул. Горького, 131, дети потеряли бассейн для школы №130 в Голосеевском районе. Вместо того, чтобы построить бассейн, депутат-застройщик и президент «УкрБуда» построил подземный паркинг для коммерческого жилого дома.
«Фамилия человека, который выдал градостроительные условия и ограничения застройщику и забрал у детей бассейн – Сергей Целовальник, главный архитектор Киева. И когда следственная комиссия спросила, почему С. Целовальник подписал документы на реконструкцию Гостиного Двора на Подоле, он ответил: «Меня заставили». На одной из комиссий, бывший мэр Киева А. Омельченко поинтересовался: «Если вас заставили, тогда почему нет заявления, например, об отрезанных пальцах? Как вас могли заставить пойти на преступление?», — резюмировал В. Глеба.
В свою очередь глава КГГА В. Кличко отмечает, что все незаконные строительства, которые приписывают к его команде — не больше, чем спекуляции. Он уходит от прямых ответов и как заезженная пластинка повторяет слова о «открытых обсуждениях с общественностью».
«Сейчас очень много спекуляций вокруг того, что Кличко собирается принять преступный Генплан-2025 узаконив застройки Черновецкого, а также другие незаконные строительства. Я еще раз повторяю, чтобы избежать этих спекуляций, все обсуждения будут проходить с присутствием общественности, а не тайно, как это делалось в прошлые года», — в очередной раз повторил В. Кличко.
Его поддерживают, понятное дело, и депутаты земельной комиссии, которые утверждают, что на данный момент в столице не существует теневых схем по отводу земли.
За последнее время самыми крупными коррумпированными земельными участками в столице стали проект «Бионик Хилл» в Беличанском лесу и застройка высотки на Львовской, 15. В градостроительном кадастре функции этих земельных участков не совпадают ни по графической части Генпланов 2025, ни по действующему Генплану-2020. Список теневых территорий пополняют застройки на Днепровской набережной, 14, вся ул. Никольско – Слободская по кромке берега Днепра, Русановские сады, участки на берегу заток Берковщины и Княжего Затона, буферная зона Софии Киевской, Жуков остров и другие.
«Более того, земля в селе Быковня в Деснянском районе, где В. Кличко выделил участникам АТО более 11 га леса – тоже большая афера. Этот участок числится в земельном кадастре, имеет свой номер и уже отведен другим людям», — подчеркнул В. Глеба.
По словам директора аналитико-исследовательского Центра «Институт города» Александра Сергиенко, земли государственной собственности должны продаваться только на аукционе.
«Самый скандальный случай произошел при первом земельном аукционе имени Л. Черновецкого. Участок земли на Оболоне, возле залива Собачье устье, продали за 1 млрд. грн. Эта сделка украла у Киева 113 Га зеленых зон, и вопрос до сих пор остается открытым. Еще тогда эксперты говорили, что это искусственный аукцион и стоимость земельного участка очень занижена. Но через несколько лет стало известно, что этот участок был в залоге одного из банков. Вскоре его стоимость определили в три раза больше – за 3,5 млрд. грн. Это пример того, как зарабатывают на земле», — отметил эксперт.
Кстати, одна сотка земли в центре Киева может стоить от 25-30 тыс. дол. Но чем дальше за пределы столицы – тем дешевле.
«Стоимость земли в столице очень разная. Киевсовет определяет так называемую кадастровую стоимость участка, с которого берут цену аренды, но это зависит от его уникальности, месторасположения, а также от наличия склонов. Но есть большая разница между кадастровой стоимостью и рыночной. Про рыночную стоимость ничего нельзя говорить, пока земля не продается по аукциону. Например, квадратный метр земли возле ЦУМа на углу ул. Крещатика и Б. Хмельницкого продавали за несколько тысяч долларов», — рассказал А. Сергиенко.
Карта застроек – контроль в онлайн
Антикоррупционный штаб Киева запустил онлайн карту застроек столицы, благодаря которой киевляне смогут увидеть, как и кому Киевсовет выделяет столичную землю (http: //goo.gl/KddNSz)
На карте не только указаны адреса, площадь и стадия строительства, а также целевое назначение участка и застройщик.
Карта запущена в тестовом режиме, и пока на ней нанесены те объекты, которые рассматривались Киевсоветом 20 ноября.
«Мы планируем обновлять карту перед каждой сессией Киевсовета, а затем и перед заседаниями земельной комиссии. Таким образом это обеспечит большую прозрачность информации о выделении земель под застройку», — рассказала одна из основателей Антикоррупционного штаба, депутат Киевсовета Галина Янченко.
Эксперты уверены, что в преступной застройке города всегда виноват чиновник, а «джокер в рукаве» — у архитектора, который подписывает вывод о размещении, отведении земельного участка или объекта, с которого все и начинается.
«Главный принцип земельного кадастра Украины — это «украл и убежал». Задача новой власти — нашинковать как капусту и набить в «бочку землеустройства» множество земельных участков, а потом все продать и скрыться. Но за каждое нарушение закона им придется отвечать. Люди на Майдане погибли для изменения системы, а не для перезагрузки коррупционных схем», — резюмировал В. Глеба.