-
Очередной демарш «бацьки» Лукашенко в день годовщины чернобыльской трагедии обозначил, что не так все благополучно-безоблачно в отношениях трех братских славянских государств. И выпады президента Беларуси могут иметь куда более серьезные последствия, чем просто оценка очередного нервного срыва белорусского лидера.
-
size="2">Во-первых, Украина волей или неволей копирует политическую систему управления Беларуси, в речах украинских президента и премьера достаточно часто в качестве примера стабильной экономики и социальной политики приводится именно Беларусь. Да и украинские граждане, посещающие соседей, позитивно характеризуют чистоту беларусских улиц, наполненность магазинов продукций беларусских производителей и стабильность национальной валюты.
То есть, Беларусь была выбрана в качестве негласной модели подражания: сильный лидер, устойчивая экономика, политическая стабильность, внешнеполитическая независимость. И тут такой удар! Теперь Украине точно придется пересматривать свои приоритеты отношений с соседями — если они не вернутся в русло адекватной и конструктивной политики. И примеры для подражания нашей стране и ее лидерам придется искать другие, явно не беларусские и не российские. Таким образом, резкие высказывания Лукашенко подтолкнут Украину к углублению контактов с ЕС, скорейшей реализации совместных украино-европейских проектов, в том числе, и зоны свободной торговли с ЕС. Европейцы, наверняка, должны выписать «бацьке» поощрительную премию или что-то в этом роде: его упреки перевесили череду долгих и бесплодных переговоров о сближении Украины с Европой.
Во-вторых, не исключено, что лукашенковский демарш качественно инспирирован со стороны РФ. Не секрет, что недавняя встреча Путина и Азарова, а также контакты на уровне ВВП — Янукович, не удовлетворили российского премьера, который собирается бороться за пост президента России. Предложения Путина насчет вступления Украины в Таможенный союз были мягко, но вежливо отклонены украинским руководством, несмотря на цифру в 9 миллиардов. Более того, сейчас украинская элита старательно делает вид, что никаких внятных предложений о вступлении в Таможенный союз не звучало.
Разумеется, Владимир Владимирович не из тех людей, кто прощает такую «непокорность» . Кроме того, неприязненные взаимоотношения между Путиным и украинским президентом не являются секретом. Но поскольку сам российский премьер никак не мог высказать в лицо украинскому лидеру все, что он о нем думает после формулы «3+1», это могли «поручить» сделать «бацьке». Надо отметить, что получилось достаточно убедительно и обидно. Наверняка Путин получил моральное удовлетворение от слов президента Беларуси, да еще «приуроченных» к столь значимой дате, как Чернобыльская трагедия. Более того, Лукашенко ничего не светит за оскорбление Януковича: все знают о его несдержаности неоднократных нападках на международных лидеров.
В третьих, политический психоз Лукашенко имеет и собственные внутренние причины. Все эксперты сходятся на том, что агрессия «бацьки» связана с тем, что Москва не торопится поддержать Лукашенко финансово и тянет с выделением Беларуси кредита в 1 миллиард, обещанного на высшем уровне. А эти деньги Лукашенко нужны срочно-пресрочно, чтобы прекратить начавшийся в стране валютный кризис, который на руку «побитой» оппозиции. По Минску уже ходят в качестве примера «стабильности» валютной политики белорусского режима «х. ярды», а также купюры с портретом Лукашенко и цифрой «ноль». Государственные предприятия не смогли эффективно распорядиться бюджетными вливаниями, многим чиновникам грозит суд. Правительство начинает тихо роптать от неадекватных заданий, которые ставит президент страны: например, найти в Беларуси запасы нефти и алмазов.
Да и оппозиция вновь поднимает голову. Лукашенко оказался в тисках, приготовленных ему Москвой — по аналогии с украинским лидером. Ему нужно либо беспрекословно подчиняться Кремлю, либо идти на поклон к Западу. Но если Европа в упор не желает видеть и слышать «бацьку», то Россия ждет, когда ситуация в стране накалится до предела и Лукашенко вместе с Белоруссией просто сдастся на милость одного из кандидатов в президенты, который в качестве предвыборной стратегии выбрал политику расширения территорий, подконтрольных РФ. Или — когда народ и бюрократия «сметут» Лукашенко и во главе Белоруси встанет новый, более покладистый и менее харизматичный лидер.
Россия умеет действовать напористо и решительно. Европа умеет извлекать выгоду из любой ситуации. А вот Украина и Белоруссия — нет. Одна мечется между Западом и «харьковскими соглашениями», другая впадает в политическую истерику. С такими «партнерами» очень выгодно вести дела… Кажется, на это сегодня ставят и в Кремле, и в Вашингтоне с Брюсселем.
size="2">
Напомним, что в день 25-ой годовщины Чернобыльской аварии президенты Украины и России Виктор Янукович и Дмитрий Медведев посетили Чернобыльскую АЭС. Ожидалось, что глава Белоруссии также примет участие в мероприятиях на станции, но он накануне заявил, что не поедет в Украину. Более того, свой «отказ» он аргументировал весьма неприглядным способом. Руководство Украины Лукашенко прилюдно обвинил во «вшивости», а главу Еврокомиссии Баррозу обозвал козлом.
Еврокомиссии легче: она просто-напросто отказалась комментировать высказывания частного лица: в ЕС не считают Лукашенко демократично избранным президентом и президентом вообще, поэтому, мол, реагировать на оскорбительные выпады частных лиц европейцам не надо. Более того, оскорбления Лукашенко ЕС… выгодны, поскольку они сулят серьезные изменения во внешней политике Украины.
То, что Украина совершенно незаслуженно получила «по мордам» — неоспоримый факт. Прежде всего, Киеву удалось дипломатично развести представителей Запада и Белоруссии. 19-21 апреля на международной конференции посвященной проблемам атомной безопасности и символично приуроченных к 25 годовщине взрыва на ЧАЭС ни президента России Медведева, ни белорусского лидера, которого не желал видеть глава Еврокомиссии Баррозу, не было. Зато они были приглашены на «трагический юбилей» 26 апреля: именно в этот день взорвался 4 реактор Чернобыльской атомной станции и тушили страшный атомный пожар все: и украинцы, и россияне, и белорусы. Как справедливо отметил Виктор Янукович в своей речи, «тогда границ между нашими странами не было».
Как не было и никаких ограничений для приезда Александра Лукашенко 25 лет спустя: нет информации, что Медведев и Янукович «бацьку» видеть не хотели. Пресс-служба российского президента накануне визита Медведева в Киев заявляла, что он намерен пообщаться со своими коллегами из Украины и Белоруси, украинская сторона также никаких «пожеланий» о формате общения не высказывала. Действительно, готовилось мероприятия на «троих» и касающееся судьбы трех народов, пострадавших от ядерного катаклизма четверть века назад. Сам Лукашенко 26 апреля 2011 года был в пятнадцати километрах от ЧАЭС, но на юбилейные мероприятия не заглянул.
Чем вызван демарш белорусского лидера? Прежде всего, личной обидой на украинского коллегу, который хоть и деликатно, но предпочел контакты с западным миром белорусской непосредственности. Кроме того, Лукашенко нацелил свои стрелы и на Россию, которой через «чернобыльскую истерику» хотел послать ряд важных мессиджей. На Запад его пассажи не рассчитаны, это уже точно: Лукашенко не раз применял практику оскорбления европейский лидеров, последний раз после «Площи», после президентских выборов, когда назвал идиотами глав МИД Германии и Польши.
Но если Запад легко проигнорировал выпады белорусского лидера, то Украина просто обязана реагировать. МИД уже сделал гневное заявление, в котором говорится что высказывания Лукашенко безусловно повлияют на политику взаимоотношений двух стран. «Без сомнения. Любое заявление, тем более такие личные высказывания, влияет на развитие взаимоотношений. Это эмоции, которым не место в политике, а тем более – в оценке двусторонних отношений», — сказал посол Украины в Беларуси Роман Безсмертный.
В свою очередь, и заверили, что в мероприятии почтить память погибших в результате взрыва на ЧАЭС «не было и не могло быть» никакой политики.
И тем не менее, политика была. Внешняя. «Скандал на поминках» — это результат многовекторной невнятной украинской политики, это желание «быть хорошими для всех», это отсутствие поддержки большинством украинцев той международной линии, которую проводит новая власть. Если хотите, это аморфная формула «3+1» в действии, в конце-концов, это неумение выстраивать систему собственной защиты против внешних ударов. Что дальше?